Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
23 января
1 022

Трезубцы трилобитов назвали древнейшим орудием битвы за самок

4.8

Палеонтологи изучили головные отростки необычного трилобита Walliserops, жившего более 400 миллионов лет назад. Похоже, это орудие вряд ли требовалось ему для выживания, но могло использоваться в схватках за право спариться с самкой.

Сражение самцов трилобитов Walliserops: реконструкция
Сражение самцов трилобитов Walliserops: реконструкция / ©Madison Mullen, NHM, PA

Самцы многих современных видов животных вступают в схватки друг с другом, соперничая за право спариться и оставить потомство. Такое поведение может иметь исключительно древние корни, уходя почти на полмиллиарда лет в прошлое. Об этом пишут палеонтологи из лондонского Музея естественной истории, статья которых опубликована в журнале PNAS.

Команда Ричарда Форти (Richard Fortey) исследовала окаменелости трилобитов рода Walliserops — вымерших членистоногих, которые были чрезвычайно распространены в морях палеозойского периода. Головной сегмент Walliserops был оснащен достаточно крупным выростом, форма которого напоминает трезубец. Функция этого орудия до сих пор остается неясной. Есть гипотезы, согласно которым трезубец использовался для закапывания в мягкий грунт на дне, для охоты, либо для защиты от хищников, либо в сражениях между самцами.

Профессор Форти и его коллеги нашли новые свидетельства в пользу последней версии, изучив необычный образец Walliserops, хранящийся в музее в Хьюстоне (США). Уникальность этого образца в том, что «головной отросток» трилобита оканчивается не тремя, а сразу четырьмя зубцами. Других подобных окаменелостей пока не находили.

Необычный трилобит из коллекции Хьюстонского музея естественной истории / ©Alan Gishlick

Ученые заметили, что все четыре зубца одинаковы, на них не видно заметных повреждений. Это позволяет предположить, что такая структура не стала результатом травмы, а появилась в результате нарушения развития. Поскольку трилобит достиг взрослых размеров, значит, дефект не был слишком серьезным и не повлиял на шансы животного выжить.

Исходя из этого, авторы заключили, что трезубец вряд ли был необходим для защиты, добычи пищи и других задач, непосредственно связанных с выживанием. Следовательно, его функция могла состоять в соперничестве за самку, подобно рогам у самцов современных оленей. Некоторые из них тоже страдают нарушениями развития рогов, что не влияет на их выживание, но снижает шансы на то, чтобы оставить потомство.

Рога жуков Dynastinae и трилобита Walliserops / ©Alan Gishlick

Впрочем, сами ученые проводят параллели между трезубцами Walliserops и орудиями, которыми пользуются жуки-носороги (Dynastinae). Форма рогов некоторых из них действительно напоминает головные отростки древних трилобитов, что может говорить о сходном характере использования. Такие жуки стараются поддеть соперника, чтобы бросить и перевернуть его на спину. Возможно, аналогично проходили и схватки между самцами трилобитов. Хотя такой бросок вряд ли был смертельным или опасным для противника, он вполне мог задержать его, дав победителю достаточно времени на спаривание.

Если Ричард Форти и его соавторы правы, то окаменелости Walliserops дают нам древнейший известный пример подобных схваток в процессе полового отбора. Но тогда, как и в других подобных случаях, у этих трилобитов должен был проявляться половой диморфизм — заметная разница в анатомическом строении самцов и самок. Скорее всего, самки были мельче и не имели трезубцев. Если это так, то самок Walliserops наверняка отнесли к другим группам трилобитов. Возможно, более внимательный анализ музейных коллекций обнаружит это, подтвердив выводы палеонтологов.