16 сентября
Анна Новиковская

В Северной Америке нашли почти полный скелет родственника гаттерии

4.0

Хотя сегодня клювоголовые рептилии представлены одним-единственным видом: новозеландской гаттерией, некогда это был многочисленный отряд, чьи представители жили по всему земному шару. Около 150 миллионов лет назад одна из таких рептилий жила в Северной Америке, бок о бок со стегозаврами и диплодоками.

Новый родственник гаттерии охотится на жуков под боком у хищного динозавра / © phys.org

История клювоголовых, необычного отряда современных пресмыкающихся, насчитывает более 200 миллионов лет, и саму новозеландскую гаттерию не зря называют «живым ископаемым». Остатки древних родственников этой рептилии сегодня находят по всему миру, от Африки до Северной Америки, и новый вид был обнаружен в отложениях американской формации Моррисон (Morrison Formation), на весь мир известной своей богатой коллекцией костей динозавров.

Конечно, по сравнению с величественными диплодоками и аллозаврами 16-сантиметровая древняя рептилия, похожая на ящерицу, не выглядит внушительно. Однако тут стоит учитывать, что она сохранилась несравнимо лучше гигантских соседей, а также большинства других ископаемых клювоголовых — известно несколько скелетов, и один попал в руки ученых почти целым.

Хотя гаттерия и ее новый родственник, названный Opisthiamimus gregori, и похожи на упитанных игуан, на самом деле они приходятся им родственниками не большими, чем черепахи. В юрский период клювоголовые переживали свой расцвет, встречались по всему миру и занимали самые разные экологические ниши, от полуводных охотников за рыбой до грузных пожирателей растительности.

Одна из главных загадок, на которую ищут ответ ученые, — почему эти удивительные рептилии практически вымерли к настоящему времени, уступив свои места в экосистемах ящерицам. Возможно, предполагают исследователи, клювоголовые не выдержали конкуренции с ящерицами из-за медленного роста и низких темпов размножения, а может, оказали свое влияние изменения климата и перестройка среды обитания.

Чтобы изучить находку, исследователи использовали компьютерную томографию высокого разрешения – это позволило создать 3D-реконструкцию ископаемого образца и даже реконструировать раздавленные или отсутствующие кости черепа

В любом случае, находка столь полно сохранившегося скелета миниатюрного животного юрского периода — редкая удача для палеонтологов, ведь в основном от древних клювоголовых сохраняются только обломки костей.

Теперь ученым предстоит сравнить новый вид с уже известными окаменелостями его родственников, чтобы лучше понять биомеханику и образ жизни этой рептилии, чьи косточки чудом избегали разрушения в течение 150 миллионов лет.

Исследование опубликовано в журнале Journal of Systematic Palaeontology.