Какие профессии востребованы сегодня?
17 июня
Анна Новиковская
1 554

В Африке нашли череп гигантского наземного крокодила

3.0

Когда-то крокодилы не только плавали в реках, но и охотились на наших предков на земле, как волки и медведи. Восемнадцать миллионов лет назад по Восточной Африке бродил такой хищник, достигавший в длину четырех метров.

Новый вид крокодилов (золотистый) в сравнении с ближайшим родственником, современным тупорылым крокодилом (зеленый), и человеком (коричневый) / © phys.org

В Центральной и Западной Африке сегодня можно встретить тупорылого крокодила (Osteolaemus tetraspis), одного из самых мелких представителей этих рептилий. Длина взрослой особи редко превышает полтора метра, а охотится крокодил-малютка на мелких позвоночных вроде рыбы и лягушек и даже на крупных улиток.

Однако 18 миллионов лет назад в Африке жил близкий родственник тупорылого крокодила, достигавший без малого четырех метров в длину. Это один из крупнейших хищников своего времени, представлявший прямую угрозу для всех животных, с которыми сталкивался.

Новый вид получил имя Kinyang mabokoensis: «kinyang» означает «крокодил» в нильских языках Африки, а видовое название животного — отсылка к острову Мабоко, где нашли его кости. У крокодила была довольно короткая морда и крупные зубы: судя по всему, его укус должен был быть невероятно сильным, так что охотился этот хищник не на рыбу, а на крупных наземных животных.

Также любопытно отметить, что ноздри киньяна были направлены не прямо вверх, как у большинства современных крокодилов, а скорее вперед: это свидетельство наземного охотника, подстерегавшего добычу не в воде, а в прибрежных зарослях. Вероятнее всего, местом обитания этих животных были лесные реки и озера с густо заросшими берегами, куда другие животные приходили на водопой. Скорее всего, среди жертв киньяна были и наши прямые предки: в его эпоху на Земле уже появились ранние человекообразные обезьяны.

Современный тупорылый крокодил — настоящий карлик в сравнении с вымершим родственником / © phys.org

Почему же киньян и его родственники в конце концов исчезли, оставив после себя лишь карликовых, полностью водных тупорылых крокодилов? Причина, вероятнее всего, в изменении климата: около 15 миллионов лет назад Восточная Африка, где жил киньян, стала суше, и густые леса сменились саваннами.

Будучи лесным жителем, этот крокодил не смог приспособиться к новым условиям и в итоге вымер, полностью уступив «должность» наземного хищника крупным млекопитающим.

Исследование опубликовано в журнале The Anatomical Record.