27.07.2023
Михаил Орлов
1 114

Древние американские растения «сбежали» от вымирания в Азию

4.2

Семейство молочайные — это широко распространенные в Евразии, Африке и Австралии растения. Долгое время ученые считали, что молочайные возникли в Азии, но, согласно новому исследованию, их родиной оказалась Южная Америка. Когда ее климат изменился, эти растения «спаслись бегством» в Старый Свет и отлично там освоились.

Окаменелость древнейшего молочайного
Окаменелость древнейшего молочайного / © doi/10.1002/ajb2.16169 / Автор: Godefridus Victorinus

Многие из нас встречали молочаи в лесу или на лугу. Это травянистые растения, которые при повреждении стебля или листьев выделяют белый млечный сок — отсюда их название. Семейство молочайных включает в себя также крупные деревья и лианы — свыше шести тысяч видов, которые населяют главным образом тропики, в том числе пустыни и умеренный пояс.

Некоторые из них — как гевею, источник каучука, или нарядную пуансеттию — активно выращивают люди.

Считается, что одна из «веточек» (клада) семейства молочайных, названная по двум родам растений Macaranga-Mallotus (MMC), представляет собой самую древнюю их группу. Иными словами, все разнообразие современных молочайных, скорее всего, произошло от MMC.

Именно изобилие этих молочайных в Азии, а также их окаменелые остатки из Новой Зеландии возрастом 23 миллиона лет привели ботаников к мысли, что исходно молочайные — это растения Старого Света родом из Азии.

«На них приходится значительная часть подлеска, который имеет важное значение для структуры дождевого леса и живущих в нем животных. Растения группы MMC часто встречаются в азиатских тропиках, их особенно легко заметить вдоль дорог и на местах пожаров. Зачастую они имеют крупные, похожие на зонтик листья и обеспечивают животным питательные семена», — рассказал Питер Вилф (Peter Wilf), один из авторов новой статьи для American Journal of Botany.

Ученые описали 11 окаменелых находок листьев молочайных из группы MMC, обнаруженных в Аргентине. Некоторые остатки даже сохранили плоды растений, а датирование вулканических пород вокруг них указало, что их возраст — 52 миллиона лет.

Это оказалось большим сюрпризом, ведь прежде ученые считали, что такие растения никогда в диком виде не росли в Америке. Выходит, исходно они как раз населяли Новый Свет, но затем полностью там исчезли. Однако MMC не вымерли — вместо этого они покинули историческую родину, переселившись в ту же Новую Зеландию, Австралию и, конечно, Азию, где до сих пор прекрасно себя чувствуют. Более того, они даже сумели освоить Африку.

Как это возможно, ведь южные материки разделяют тысячи километров океана? Дело в том, что «великое молочайное переселение», в процессе которого растения перебрались на многие тысячи километров, случилось еще до того, как завершился распад Гондваны. Это суперконтинент, который объединял Африку, Южную Америку, Австралию и тогда еще свободную ото льда Антарктиду.

По мере того как климат Гондваны и ее ранних «осколков» становился все засушливее и холоднее, молочайные были вынуждены перебираться туда, где имелись подходящие условия. В итоге на исторической родине и в Антарктиде их не осталось, зато в Австралии и особенно в Азии они сохранились и сейчас прекрасно себя чувствуют.