08.08.2023
РНФ
2 826

Потепление климата поможет вредоносным грызунам расширить ареал почти в два раза

4.4

Ученые выяснили, что к 2100 году ареал полевой мыши — вредителя сельскохозяйственных культур и носителя опасных для человека инфекций — увеличится на 80 процентов. Сейчас этот вид широко распространен на полях и даже в городах европейской части России. Однако потепление климата позволит ему расселиться на новые, более северные и восточные территории. Это значит, что уже сейчас нужно принимать меры по ограничению распространения полевой мыши, чтобы избежать будущих потерь урожая и распространения опасных инфекций.

Ареал полевой мыши на территории России в условиях текущего климата (А) и его прогноз к концу 2100 года при различных сценариях изменения климата Источник: Petrosyan et al. / Biology, 2023
Ареал полевой мыши на территории России в условиях текущего климата (А) и его прогноз к концу 2100 года при различных сценариях изменения климата / ©Petrosyan et al. / Biology, 2023 / Автор: Павел Сорокин

Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Biology. Полевая мышь широко распространена на территории Северной Евразии, в том числе в России. Этот вид повреждает сельскохозяйственные зерновые культуры, приводя к потерям урожая. Кроме того, грызун переносит возбудителей опасных болезней человека, из которых самые тяжелые формы, нередко с летальным исходом, вызывает дальневосточный серотип вируса геморрагической лихорадки с почечным синдромом.

По мере потепления климата ареалы многих животных, включая полевую мышь, расширяются, поскольку те места, которые ранее были для них слишком холодными, становятся комфортными для жизни. Это может привести к тому, что инфекционные заболевания, переносимые полевой мышью, а также убытки в сельском хозяйстве достигнут тех регионов России, для которых они пока не характерны. Однако до сих пор оставалось неизвестным, насколько велика угроза распространения этого грызуна.

Ученые из Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН (Москва) с коллегами из Университета Теннесси (США) впервые спрогнозировали изменения ареала полевой мыши, которые могут произойти в ближайшие 80 лет из-за потепления климата.

Увеличение средней годовой температуры воздуха на территории России в XXI веке при различных моделях и сценариях изменения климата / ©Petrosyan et al. / Biology, 2023

За основу исследователи взяли данные о том, в каких местах встречается этот вид сегодня, и сопоставили их с климатическими условиями на соответствующих территориях: температурами и количеством осадков в разное время года. Чтобы построить с помощью этой информации прогноз, авторы использовали метод ансамблевого моделирования. В нем расчеты проводятся на основании одновременно нескольких разных математических алгоритмов (в данном случае семи), что позволяет добиться максимально точного результата.

Кроме того, ученым необходимо было выбрать модель изменения климата на ближайшие 100 лет, при том, что на сегодняшний день таких моделей существует более 40. Чтобы определить точную, авторы построили модельные кривые по температуре в 1980–2020 годах и сравнили результаты с реальными полевыми данными за тот же период. Это позволило выбрать самую реалистичную модель. Согласно ей, к 2060 году температура у поверхности Земли в среднем возрастет на 1,89 градуса, а к 2080 году на 2,15 градуса, если нынешний уровень выбросов углекислого газа сохранится.

Авторы исследования / ©Варос Петросян

Оказалось, что при таком сценарии потепления ареал полевой мыши к 2100 году может увеличиться на 80 процентов за счет продвижения вида на северо-восток, поскольку климат на этих территориях станет менее суровым. При этом некоторые современные места обитания на юге, в степной зоне России, могут быть оставлены из-за того, что климат там станет слишком жарким и сухим. Это указывает на то, что в будущем расширение ареала полевой мыши вероятней ожидать на северо-востоке России: как раз там, где этот вид способен заражать людей наиболее опасным вариантом возбудителя геморрагической лихорадки с почечным синдромом. Также эти регионы рискуют столкнуться с дополнительными финансовыми издержками от действия грызунов.

«На основе выбранной нами модели изменения климата мы определили, что в условиях потепления ареал полевой мыши в будущем может значительно расшириться. Полученные результаты помогут своевременно принять меры по ограничению распространения вида и предотвратить занос инфекционных болезней в новые регионы России. В дальнейшем мы планируем публиковать материалы о динамике ареалов других животных, растений и микроорганизмов, которые могут представлять угрозу населению и экономике регионов», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Варос Петросян, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН.