• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
Вчера, 10:47
Александр Березин
30
7 353

Затопить МКС как можно скорее: почему Маск прав и отчего орбитальные станции считали «паровозом» еще советские космонавты

5.5

Глава SpaceX предложил свести с орбиты МКС — и чем скорее, тем лучше. На первый взгляд странная идея для фаната космоса. На второй — все иначе: первым публично в полезности орбитальных станций усомнился еще советский космонавт и инженер Гречко. И у него, и у Маска есть на это весьма серьезные основания. А учитывая позицию последнего в основной державе, от которой зависит существование МКС, есть и шансы на реализацию этой идеи. Несмотря на это идея вызвала общее отторжение в рядах фанатов космоса и государственных космических агентств.

Амбиции Маска всегда были чрезвычайно велики. Но впервые он открыто произнес то, что до сих пор никто в космической отрасли США не говорил вслух: орбитальные станции не нужны. Что там США: даже в России лишь один ветеран космонавтики осмеливался говорить об этом открыто / © Wikimedia Commons

Когда Илон Маск написал в своей социальной сети, что МКС должна быть сведена с орбиты «как можно быстрее», не все поняли, что он имеет в виду. Вроде бы именно его компания зарабатывает более миллиарда долларов в год, доставляя астронавтов на станцию и обратно. Вроде бы именно ему заплатят неплохие деньги в 2030-м за затопление МКС. Зачем торопить это событие?

«Время начать приготовления к сведению с орбиты космической станции. Она отслужила свое. Дополнительной пользы от нее очень мало. Давайте отправимся к Марсу».

Журналист Эрик Бергер задал ему вопрос: а что это значит, как можно быстрее? Тот уточнил: «Решать, конечно, президенту, но моя рекомендация — как можно скорее. Я рекомендую — через два года».

В 2027 году никакой орбитальной станции на замену МКС еще не будет. Ни у России, ни у США. Единственный реальный американский игрок, способный сделать орбитальную станцию в ближайшие годы, это та же SpaceX, но у нее совсем другие приоритеты: первые корабли Starship с системой жизнеобеспечения в компании отправят на Луну.

Поскольку эти корабли по гермообъему равны МКС, а по габаритам значительно лучше, Маск несомненно заработает и на прокате их в качестве орбитальных станций — периодически садящихся на Землю. Но это не его ближайший бизнес-план, руки до такого в этом десятилетии дойдут едва ли. Получается, фанат космоса хочет оставить человечество без единственной крупной международной орбитальной станции.

Естественно, это вызвало самую негативную реакцию как в NASA, так и среди других неравнодушных граждан. Общие доводы критиков идеи «потопить МКС!» просты. Страны Европы, Россия и Япония не имеют никаких объектов в космосе, к которым они могли бы летать в 2027 году. Но все человеческие умения, что не используются, ржавеют. Американцы отлично знают это на своем примере: их собственные скафандры, регулярно заливающие водой астронавтов на МКС, один из живых примеров такого затупившегося от неиспользования меча.

Сводить МКС с орбиты предполагается специально модифицированным кораблем Dragon / © Wikimedia Commons

Неудивительно, что все, кроме Маска, в публичном пространстве называют это глупостью. В заявлении NASA по теме агентство прямо сказало: мы собираемся использовать станцию для научных целей и как тренировочную площадку для полетов к Луне и Марсу.

Но прежде чем согласиться с NASA, отметим: Маск далеко не первый, кто призывал отказаться от постоянно обитаемых орбитальных станций и вместо этого отправиться к Марсу. Две цитаты из космонавта Гречко:

1977 год, космонавты Гречко и Романенко перед своим полетом в космос. Вернувшись из него, Гречко тут же прямо обозначил в докладе, что орбитальные станции малоэффективны, поскольку главные затраты времени космонавта на них связаны с обслуживанием самого космонавта. Не то с пилотируемыми полетами на Луну и Марс: заменить там человека автоматы не могут и не смогут во всем обозримом будущем / © Wikimedia Commons

«В 1978 году, когда мы побили рекорд по продолжительности полета, я тогда в отчете написал, что постоянно пилотируемая орбитальная станция — не оптимальное решение. Там эффективность как у паровоза… У орбитальных станций очень маленький КПД, несколько процентов. Почему, об этом можно долго рассказывать».

И вторая:

«Я считаю, что генеральное направление пилотируемых полетов — это Марс… Человек потому и человек, что его все время тянет за горизонт. И тем самым расширяется горизонт для человечества. А животному если есть еда, тепло, самка рядом, больше ничего и не надо. Поэтому мы или остаемся людьми и полетим на Марс, или будем животными».

Георгий Гречко

Быть может, позиция Маска чуть более осмысленна, чем кажется на первый взгляд?

Зачем снижать радиационные нормы сразу во много раз?

На самом деле, корни недовольства Илона Маска орбитальной станцией намного глубже, чем кажутся. Чтобы понять их, стоит обратиться к истории NASA последних десяти лет. Напомним: до тех пор пока у человечества даже на горизонте не было средств полета к Красной планете, агентство имело те же нормы по радиации, что и во времена лунной гонки. В год человеку в космосе разрешалось получить 500 миллизивертов за год и четыре тысячи за всю карьеру.

Но в начале 2020-х ситуация изменилась: NASA резко поменяло радиационные нормы. Ссылаясь на гендерную нейтральность, их урезали до 600 миллизивертов за всю карьеру.

Подчеркнем: никаких новых научных данных, впрочем как и старых, о том, что прежние нормы радбезопасности были слишком опасны, нет. Существует ровно ноль научных работ, которые бы это показали что в экспериментах над животными, что в наблюдениях за космонавтами.

А те научные работы, что есть, обнаружили совсем иное: среди 360 исследованных американских астронавтов смерти от рака на 38 процентов реже «обычных» американцев (и так же редко, как профессиональные спортсмены). Впрочем, читатели Naked Science вряд ли будут шокированы этими цифрами: ранее мы подробно разбирали, что люди, случайно получившие умеренные (но выше, чем на орбите) длительные дозы облучения на Тайване, умирали от рака намного реже, чем граждане того же государства, не подвергшиеся такому облучению.

Аналогичные результаты показывали и опыты на животных еще с 1950-х годов. Российские ученые уже в наши дни обнаружили положительное действие космических уровней радиации и на когнитивные способности грызунов. А вот работы, которые пробовали показать губительность радиации для подопытных животных, использовали для этого весьма грубые манипуляции, подвергая их мгновенному воздействию на уровне Хиросимы, вместо умеренных долгосрочных доз проникающего излучения, как в реальном космосе.

Причиной такого на первый взгляд странного эффекта умеренной радиации многие ученые считают радиационный гормезис: столкнувшись с радиацией, организм существенно активизирует свою иммунную систему, та начинает лучше отслеживать и уничтожать раковые клетки, которые появляются в организме здоровых людей каждый день. В итоге смерть от рака у людей и наступает заметно реже.

Разумеется, если иммунитет детренировать полной изоляцией в герметичном здании, как в некоторых экспериментах над крысами, то такого эффекта не будет, но реальные космонавты, как и все земляне, живут в другой обстановке. Неудивительно, что после полетов на орбиту космонавты умирают от рака реже «обычных» граждан.

Все эти давно известные научные факты сами собой порождают вопрос: как же тогда вышло, что в NASA внезапно пересмотрели радиационные нормативы?

Ответа вы не услышите в открытую (не считая комической официальной версии о гендерной нейтральности). Но можно найти сотрудников NASA, которые на условиях анонимности сообщат вам, что считают причиной такого пересмотра очень простую вещь: никто в госконторах не хочет запускать людей на Марс.

Полет на Марс: «это невозможно… даже с помощью разрабатываемых нами ядерных двигателей для космоса»

Так ли это на самом деле, подтвердить или опровергнуть сложно. Зато известно другое: главу российского, например, государства сознательно или бессознательно дезинформируют по тому же вопросу. Так, в феврале 2025 года он заявил:

«Мне некоторые коллеги говорят, что это невозможно (отправка живой клетки на Марс. — NS). Когда-то Королев думал об этом, говорил, что нужно в водяной оболочке лететь, тогда клетка долетает туда и обратно, но это невозможно в силу того, что аппарат получается такой огромный, что его не запустить, не транспортировать туда даже с помощью разрабатываемых нами ядерных двигателей для космоса. Большой аппарат получается. Других материалов нет, которые защищали бы биологический материал, живую клетку».

На самом деле, Королев не «думал», а создал вполне рабочий проект полета на Марс. Причем аппарат для этого, Тяжелый межпланетный корабль, был уже отработан в полноразмерных наземных макетах и весил 500 тонн, не сильно больше современной МКС. И это несмотря на то, что внутри него действительно было противорадиационное убежище, в полые стенки которого заливалась вода.

Хотя в СССР, по указанию преемников Королева, документы по Тяжелому межпланетному кораблю целенаправленно уничтожались, рабочие тетради одного из сотрудников Королева Бугрова позволили восстановить общий облик конструкции / © Wikimedia Commons

Измеренные американскими марсоходами уровни радиации по пути на Марс и на нем показали общую дозу для пилотируемой экспедиции по «схеме Маска» (трехмесячный перелет) в 800 миллизивертов (165 на пути туда, столько же — обратно и 230 за год пребывания на планете). Иными словами, нормативы NASA до 2021 года никак не противоречат полету туда по схеме Маска. Не то что для клетки, но и для самого натурального космонавта.

Данные по облучению по пути на Марс в колонке MSL Cruise, цифры по облучению на поверхности Марса в колонке Mars Surface. Легко умножить 0,64 на 710 (время экспедиции на Марсе) и 1,43 на 180 (время в пути туда и обратно по траектории, выбранной SpaceX) и получить 800 миллизивертов или 0,8 зивертов. Что существенно меньше нормативов для астронавтов от NASA из 2010-х годов / © Donald M. Hassler et al.

Кто бы ни занимался снижением в семь раз раднормативов NASA, кто бы ни втирал главе государства очки про «но это невозможно в силу того, что аппарат получается такой огромный, что его не запустить, не транспортировать туда даже с помощью разрабатываемых нами ядерных двигателей для космоса», победить их рациональными аргументами невозможно. Мы уже рассказывали, почему рациональные аргументы в космонавтике проигрывают умению лить в уши начальству, поэтому не будем повторяться.

Лишить надежды

Но что если лишить людей, умеющих лить в уши, хлеба насущного? Что если оставить специалистов по пилотируемой космонавтике в NASA без орбитальной станции? Когда единственной альтернативой полету на Марс будет их увольнение?

Эта мера, особенно в условиях США, очень эффективна. Дело в том, что благодаря SpaceX в американской космической отрасли сложилась тяжелейшая ситуация: все остальные космические игроки находятся под огромным давлением и либо умирают, либо переходят на 12-часовой рабочий день и все равно опасаются умереть.

Так, Boeing уже отправил своим сотрудникам, работающим над ракетой SLS для полета к Луне, уведомления о скором увольнении. Blue Origin расширяет 12-часовой рабочий день, одновременно увольняет сотрудников и пытается найти новых — но уже на более низкую зарплату. Причины банальны: ракеты SpaceX выводят грузы намного дешевле, чем у любой другой компании в мире.

Ракетные цеха Bliue Origin. Это единственная некитайская компания в мире кроме SpaceX, имеющая шансы на запуск в серию сверхтяжелой ракеты в 2020-х. Однако согласно ее заявляемым характеристикам такая ракета не будет конкурентоспособной на фоне аналога компании Илона Маска. Это заставляет менеджеров Bliue Origin.принуждать своих работников работать дольше и интенсивнее, а получать меньше. Этот метод достаточно типичен для частных компаний в тяжелых ситуациях, но в борьбе со SpaceX он вряд ли окажется полезен  / © Wikimedia Commons

С точки зрения Маска, вполне рационально сперва создать ситуацию, когда в частной ракетно-космической отрасли США просто некуда идти (кроме как к нему же), а затем надавить на сотрудников пилотируемых программ NASA угрозой полной ликвидации всего, чем они занимаются. В таком случае они тоже будут за полет на Марс, потому что других путей получать зарплату в этой отрасли у них уже не останется.

Разумеется, разработка полетов на Марс намного сложнее и рискованнее, чем их прошлая работа. К орбитальным станциям люди летают уже полвека, там нет принципиально новых технических решений. А когда вы не создаете ничего по-настоящему нового, то и промахнуться с новым довольно сложно. Но выбирая между вероятностью промаха и гарантированным увольнением, большинство все же предпочтут первое.

Прав ли Маск насчет «дополнительной пользы от нее очень мало»?

Хорошо, возразит нам опытный любитель космоса. Действительно, по своей воле текущие руководители среднего звена что в NASA, что в других государственных агентствах мира, скорее умрут, чем займутся пилотируемыми полетами на Марс. Но значит ли это, что нужно прекратить полеты на орбитальные станции? Разве на них не ставится масса интересных научных экспериментов? Разве это не идеальная тренировочная база для космонавтов?

Сперва по поводу научных экспериментов. Еще Гречко отмечал довольно очевидные факты: пилотируемые орбитальные станции плохо подходят для многих классов научных наблюдений на орбите. Во-первых, человек не может долго жить в невесомости без пары часов интенсивных физических упражнений в сутки. Много десятков лет назад выяснили, что колебания от тренажеров создают на станции мелкую тряску, поэтому на ней нельзя установить телескоп: тряска снизит качество снимков.

Во-вторых, многие виды биологических экспериментов на станции с людьми тоже небезопасны. Для лабораторий не просто так обозначают уровни биозащиты: если что-то пойдет не так, объекты эксперимента не должны попасть вовне. На орбитальной станции хорошую биозащиту обеспечить сложно: большие ограничения по весу. Даже без продвинутых экспериментов на борту станции «Мир» разросшиеся микроорганизмы однажды на полтора метра забили трубку системы водоснабжения, из-за чего у космонавтов были весьма неприятные проблемы со здоровьем.

В-третьих, обеспечение проживания там человека затрудняет работу конкретно над экспериментами. Люди вынуждены тратить многие часы каждый день на тренировки, гигиену, уборку и чистку всех поверхностей от микроорганизмов и так далее. Причем все эти времязатраты происходят именно из-за их постоянного наличия на борту.

Повторим общеизвестное: «внутри станции тоже технике не очень сладко — постоянные +25…26. Влажность. Несмотря на все усилия космонавтов по уборке, все равно в модулях развиваются и мутируют микроорганизмы. Станцию «Мир» они, к примеру, заметно «пощипали» и даже выели каверны на иллюминаторах.

Такие температуры и влажность очень нужны людям: при влажности меньше 50 процентов у них сохнут слизистые. И если в вашей квартире так шесть месяцев из 12 (когда на улице холодно), то это никому не интересно. А вот если так содержать космонавтов, у них будут проблемы со здоровьем. Естественно, поскольку его мониторят, то на это никто не пойдет.

Аппаратуре такие условия не особенно полезны: в них отлично размножаются грибки, плесень, большинство микробов. А там, где они, легко начинается и коррозия. За внутренней обшивкой станции «Мир» как-то нашли каплю воды размером с баскетбольный мяч, в котором отлично чувствовали себя не только бактерии, но и, например, амебы (простейшие).

Если вы спросите российских космонавтов, что они думают о полетах на МКС, то, несмотря на то что это единственное их занятие, ответы часто будут критическими. Экспериментов в единицу времени на МКС проводят гораздо меньше, чем на «Мире», система жизнеобеспечения намного менее замкнутая, зависимость от наземного центра управления полетами возросла, полеты стали короче. Теперь орбитальная станция больше не полигон для подготовки к дальним космическим полетам: в своем текущем виде она, напротив, дальше от такого полигона, чем древне-советский «Мир».

Значит ли это, что полеты на орбитальных станциях бесполезны? Нет. Но чтобы они были действительно чем-то новым в научном смысле, нужны совсем другие станции: такие, которые существующие госконторы для космоса делать точно не будут.

Если вы поговорите с сотрудниками космических агентств тет-а-тет и без разглашения, то они скажут вам: главная польза станций не в экспериментах, которые на них проводят. Она в том, что без них космические агентства очень быстро забудут, как летать в космос, как делать непротекающие скафандры, попросту говоря, потеряют квалификацию.

Вопрос в том, что же для человечества важнее? Вложить несколько миллиардов долларов в то, чтобы космические агентства умели делать освоенное человечеством еще в прошлом веке? Или, крамольная мысль, эти миллиарды стоит вложить в то, чтобы научиться чему-то новому?

Понятно, что NASA и остальные госконторы неизбежно будут за первый вариант. Но не менее понятно и то, что Илон Маск однозначно будет за второй.

Где наше место в происходящем?

В России на государственном уровне необходимость полета к Марсу все еще не осознана. Да, Циолковский и Королев — русские, и да, именно они это сделали давным-давно. Но это в SpaceX конференц-залы названы их именами — в России такого нет. Идеалы современных российских управленцев сформулированы несколько иначе, цитата:

«Надо заканчивать с прожектерством. Хватит болтать, куда мы полетим в 2030 году, надо работать, меньше говорить и больше делать, активно заниматься коммерциализацией космической нашей отрасли и увеличением доли России на международном рынке».

Если SpaceX хорошо знакома с идеями Королева и Циолковского, то в нашей стране с этим вопросом сложнее. Скажем, в название бывшего КБ Королева вообще включили слово «Энергия»: как знают читатели Naked Science, это то же самое, что назвать Институт имени общей генетики РАН именем Лысенко / © Wikimedia Commons

Разумеется, ни о каком серьезном увеличении доли России на международном рынке в космической отрасли и речи нет. Доля эта и дальше будет расти в основном у SpaceX. Причины просты: чтобы лететь к Марсу, нужны дешевые (и поэтому принципиально новые) носители, и поэтому SpaceX их создала.

А тем, кто не понимает, зачем лететь к Марсу, принципиально новые носители не нужны, следовательно, они будут строить принципиально устаревшую «Ангару» или в лучше случае копировать Falcon 9 той же SpaceX, но из 2010-х, а не из 2020-х (речь о проекте «Союз-7»). Естественно, что их услуги в космической отрасли будут дороже, то есть менее конкурентоспособными.

Еще одна цитата, космонавта Геннадия Падалки, из 2019 года:

«Все чаще официальные лица выступают с заявлениями, что модули МЛМ [многофункциональный лабораторный модуль «Наука»] и НЭМ [научно-энергетический модуль] позднее могут стать основой российской космической станции на околоземной или даже на лунной орбите. На самом деле эти варианты бесперспективны. Построены модули, особенно МЛМ, по технологиям 1980-х, которые использовались на станции «Мир». Они не отвечают уровню даже сегодняшнего дня [2019 года], не говоря уж о завтрашнем. Создавать после МКС на основе тех технологий околоземную станцию, либо отправлять на окололунную орбиту можно только в двух случаях: если мы решили открыть там музей отечественной космической техники или кладбище по утилизации устаревших технологий».

Геннадий Падалка

Как мы видим, все развивается примерно в этом направлении: Россия планирует использовать упомянутые модули, давным-давно созданные для МКС, как основу для новой национальной космической станции. Например, мы планируем вывести на орбиту тот самый НЭМ, о котором писал Падалка, в конце 2027 года. С него и начнется как бы новая орбитальная станция РОС.

Срок, этот, конечно, почти наверняка перенесут вправо, но проблема не в этом. Она в том, что самым правильным сроком для этого шага было бы «никогда». У нашей страны очень небольшой гражданский космический бюджет: средства, которые пойдут на РОС, сократят средства, которые мы пустим на разработку многоразовых ракет, выводящих грузы на орбиту дешевле одноразовых. А именно их нехватка — главное узкое место всей нашей космической программы.

Фото из конференц-зала SpaceX, названного в честь Циолковского, 2013 год / © Wikimedia Commons

Поэтому наше место в затоплении МКС и последующей концентрации американской космической программы на Марсе — чисто пассивная позиция. Мы будем ждать, что решат США, и уже на основе их решений будем действовать. Одна Россия МКС поддерживать не сможет. Решат американцы утопить станцию, мы откроем «музей отечественной космической техники» на орбите. Не решат — откроем такой же музей, но на пару лет позже.

Теоретически пространство наших решений чуть шире. Страна, безусловно, может технически куда больше, чем в 1960-х, когда Королев испытывал на земле модули Тяжелого межпланетного корабля к Марсу, который планировал отправить туда в 1970-х. Нет ничего невозможного в том, чтобы скопировать Starship и самим полететь к Марсу.

Но взглянем в глаза реальности: руководству нашего государства абсолютно серьезно рассказывают о том, что живая клетка до Марса долететь не может. Да, с научной точки зрения это не выдерживает никакой критики. Однако политик — не ученый, ему можно втирать и не такое.

Поэтому наиболее реалистичное развитие событий — «по Падалке». О полетах к Марсу из России можно будет говорить только через много лет после того, как нога американского космонавта ступит на поверхность четвертой планеты. Тогда, когда даже самые консервативные ученые из Института медико-биологических исследований РАН перестанут рассказывать о скорой и неизбежной гибели слетавших туда космонавтов от рака.

Скорее всего, это случится уже в 2040-х годах. Так что российские космонавты на Марсе, как и на Луне, явно не станут даже вторыми. Такова цена, которую страна, некогда запустившая человека в космос, заплатит за свои прошлые и нынешние ошибки в этой отрасли.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 08:15
Evgenia

Международная исследовательская коллаборация опровергла убеждение, что атомное ядро свинца-208 (²⁰⁸Pb) имеет идеальную сферическую форму. Это открытие ставит под сомнение фундаментальные представления о структуре ядер и имеет далеко идущие последствия для нашего понимания того, как образуются самые тяжелые элементы во Вселенной.

Вчера, 22:59
Татьяна

В IV веке нашей эры в Европе появились воинственные кочевники — гунны, спровоцировав великое переселение народов. Об их происхождении нет единого мнения. Традиционно их считали потомками хунну, населявших монгольские степи. Проблема в том, что между этими культурами — временной лаг в три столетия, а археологических и письменных свидетельств не хватает, чтобы дать однозначный ответ о родстве. На помощь историкам пришли генетики.

Вчера, 23:00
Игорь Байдов

Китайский марсохода «Чжужун» обнаружил под марсианской поверхностью слои осадочных пород, которые образовались под воздействием волн. Робот сделал открытие в районе, где ученые предполагали наличия океана около четырех миллиардов лет назад. Полученные данные помогли исследователям понять, что на Красной планете действительно существовал огромный океан с волнами и приливами, способными формировать береговые линии.

Вчера, 08:15
Evgenia

Международная исследовательская коллаборация опровергла убеждение, что атомное ядро свинца-208 (²⁰⁸Pb) имеет идеальную сферическую форму. Это открытие ставит под сомнение фундаментальные представления о структуре ядер и имеет далеко идущие последствия для нашего понимания того, как образуются самые тяжелые элементы во Вселенной.

22 февраля
Любовь

Новый анализ одной из самых массивных гравитационных линз — системы «Космическая Подкова» — позволил косвенным методом обнаружить в центре линзирующей галактики черную дыру с массой около 36 миллиардов солнечных.

21 февраля
Игорь Байдов

Американские нейробиологи выяснили, что мыши способны распознавать бессознательное состояние сородичей и предпринимать активные действия для их «реанимации». Ученые впервые описали целую последовательность таких поведенческих реакций и выяснили, какие механизмы мозга за ними стоят.

31 января
Березин Александр

В 2022-2025 годах страны Западной Европы попытались отказаться от природного газа из России. Автор новой работы показал, что получившиеся при этом результаты были во многом противоположны целям.

12 февраля
Елизавета Александрова

Пролетевший через Солнечную систему в 2017 году астероид Оумуамуа произвел неизгладимое впечатление в том числе своей беспрецедентно вытянутой формой. Астрономы попытались рассчитать, как он мог стать таким и почему в Солнечной системе мы не наблюдаем ничего подобного.

10 февраля
Елизавета Александрова

Астрономы обнаружили, что почти треть всех наблюдаемых галактик во Вселенной объединены в пять самых широкомасштабных структур — галактические сверхскопления. На составленной учеными трехмерной карте одно особенно выделяется своими рекордными размерами: простирается на миллиард с лишним световых лет.

[miniorange_social_login]

Комментарии

30 Комментариев
Степан Жук
2 часа назад
-
0
+
Александр, "Илону дали развернуться за много лет до того, как ему пришла в голову первая мысль о Старлинке" - серьёзно? Вы же прекрасно знаете, для чего был нужен проект Шаттл. И почему он стал убыточным. Или вы не знаете, что многоразовые носители становятся рентабельными только при массовых запусках?Потребности которых до Старлинка не было, все прекрасно закрывали одноразовые носители. Военным нужна была спутниковая дешёвая связь по всему миру. Для этого нужно огромное количество низкоорбитальных спутников. Для этого нужны многоразовые ракеты. "Если исходить из нее, на Марсе никто не высадится в обозримом будущем, поскольку никакой коммунистической системы нет" - вы читаете между строк? Нет конкуренции, поэтому смысла на Марс лететь нет. И да, в СССР конечно не была коммунистическая система, это я для образности, как и вы частенько в своих статьях пишите. Было руководство коммунистической партией, как сейчас в Китае. Будет от них конкуренция - будут полёты. Но думаю, что не будут. Просто не выгодно, выгодно роботов посылать. З.Ы. Глюк какой-то, ответ на ваш комментарий не работает
Serg X
8 часов назад
-
-1
+
Довольно странно, что озвучив давно известный тезис о бесполезности пилотируемой космонавтики, автор как аксиому принимает необходимость полетов к Марсу. Зачем? Что бы что? Это будет повторением американских полетов к луне 55-летней давности - да круто, да прославило державу и стало плюсом в идеологическом противостоянии, но практического смысла - ноль. Привезли пол тонны камней которые до сих пор валяются где-то в хранилищах никому не нужные. С Марсом то же самое. Долетит или нет туда человек живым - вопрос удачи и встречи с солнечной вспышкой. Вопрос что он там будет делать. Да, походит, пособирает камушки, может чтото пробурит - но, во первых, все это сегодня вполне делается нынешними радиоуправляемыми роботами, во вторых завтра будет делаться гораздо успешнее роботами с ИИ, в третьих очередные добытые сведения о планетной геологии не имеют отношения к действительно важной и передовой науке. Ну и конечно же, тот же аргумент в духе "лучше бы отдали детям", который автор использовал для орбитальных станций - колоссальные затраты на марсианское путешествие гораздо больше пользы принесут будучи потраченными с умом на действительно важные научные проекты. Конечно же, поскольку это Березин, то в ответ можно в очередной раз получить поток космической фантастики про колонизацию Марса, но она разобьется о все тот же вопрос "зачем". Место с гравитацией 38% от земного, почти без атмосферы, без магнитосферы пронизываемое космическими лучами, критически зависимое от чрезвычайно дорогостоящего завоза крайне сложного хайтек оборудования с Земли для простого выживания - категорически не подходит на роль колонии. В общем, полеты человека на Марс еще более бессмысленны чем орбитальные станции. Человеку в космосе в принципе делать нечего - там место необитаемым аппаратам и роботам.
    Иван Колупаев
    7 часов назад
    -
    0
    +
    Serg, автор озвучил совсем другое. "Я считаю, что генеральное направление пилотируемых полетов — это Марс…" и даже в красную рамочку выделил для любителей читать между строк. Как из этого можно вывести тезис о бесполезности пилотируемых полетов только вам наверно и известно 😂 Как впрочем и остальные ваши тезисы к примеру о "тоннах лунных камней никому не нужных" 🙄 Что до "гораздо более успешных роботов с ИИ" так их главная проблема что подобных роботов не существует. Даже беспилотные такси пока не могут обойтись без помощи оператора. А теперь представьте что оператору для подключения в аварийной ситуации потребуется 15 минут. Обучать же такой ИИ придется на Земле в условиях лишь приближенных к марсианским. Что тоже не добавит ему успешности. Со временем конечно эти трудности будут преодолены но пока человек гораздо лучше адаптируется к нештатным ситуациям что может быть критически важно для успеха дорогостоящей миссии. И куда универсальнее самых совершенных роботов.
    +
      ещё комментарии
      Serg X
      3 часа назад
      -
      0
      +
      Иван, сорри, неверно сформулировал. Автор имел в виду бесполезность пилотируемых орбитальных станций. Но, в общем-то, из него вытекает и бесполезность присутствия человека в космосе вообще (но это уже мой вывод).
        Иван Колупаев
        39 минут назад
        -
        1
        +
        Serg, это беспилотные полеты в космос по большому счету лишены смысла. Потому что цель в итоге одна - расселиться хотя бы в пределах солнечной системы и когда-нибудь дотянуться до звезд. А спутники и космические аппараты конечно способны на многое и даже приносят ощутимую пользу, но в один непрекрасный день могут остаться лишь памятником ушедшей цивилизации.
    Александр Березин
    5 часов назад
    -
    0
    +
    Serg, "Довольно странно, что озвучив давно известный тезис о бесполезности пилотируемой космонавтики, автор" Автор никогда не озвучивал тезис о бесполезности пилотируемой космонавтики, поскольку он в курсе причин ее полезности (и даже упомянул это в тексте выше, с гиперссылками). Вы просто не прочитали текст внимательно. "как аксиому принимает необходимость полетов к Марсу" А вот если бы вы прочитали его внимательно, то заметили бы, что: а) в тексте это не аксиома, а упоминаемый тезис б) с обоснованием, и гиперссылкой на поясняющий материал "Да, походит, пособирает камушки, может чтото пробурит - но, во первых, все это сегодня вполне делается нынешними радиоуправляемыми роботами, во вторых завтра будет делаться гораздо успешнее роботами с ИИ, в третьих очередные добытые сведения о планетной геологии не имеют отношения к действительно важной и передовой науке. " И во всех этих пунктах вы неправы, о чем NS уже не раз писала (как и о том, почему роботов с ИИ во всем обозримом будущем не будет): https://naked-science.ru/article/cosmonautics/avtomaty-v-kosmose Вообще, тезис "автоматы что-то там успешно делают на Марсе" выдвигается вами только по той причине, что вы не общались с разработчиками и операторами этих автоматов. Я общался с ними брал у них интервью -- у тех и в мыслях нет, что автоматы в обозримом будущем смогут сравниться с человеком в освоении Луны или Марса. Причина, почему у них нет таких мыслей: они знают, что на самом деле могут автоматы на других планетах. https://naked-science.ru/article/astronomy/teoriya-rossijskogo-fizik "Конечно же, поскольку это Березин, то в ответ можно в очередной раз получить поток космической фантастики про колонизацию Марса, но она разобьется о все тот же вопрос "зачем"" На вопрос "зачем" задолго до меня ответили Циолковский, Королев и даже Гречко (см. цитату в тексте выше). Мне даже отвечать не надо. Просто вам не дано понять их тезисы. Так бывает. Все люди разные. способности у них тоже разные. "В общем, полеты человека на Марс еще более бессмысленны чем орбитальные станции. Человеку в космосе в принципе делать нечего - там место необитаемым аппаратам и роботам." В общем, полеты человека к Марсу состоятся в 2030-х, принесут серьезную научную пользу, человеку в космосе -- непочатый край работы, которая в принципе невыполнима для необитаемых аппаратов и роботов. И останется такой во всем обозримом будущем.
    +
      ещё комментарии
      Serg X
      3 часа назад
      -
      0
      +
      Александр, довольно интересный подход - приводить в качестве некоего незыблемого "доказательства" своих тезисов ссылки на свои же статейки, причем даже более сотканные из воображения, чем нынешняя. Конечно, мне попадались и раньше ваши тексты. Как правило, если дело касается космоса, от них веет характерным духом космической фантастики. По приведенной статье об автоматах - для финансовых затрат и доставляемой массы в 1/1000 таковых от необходимых для пилотируемой экспедиции, результаты даже упомянутых вами аппаратов просто блестящие. И, при некотором увеличении финансирования и с учетом прогресса в ИИ - полученные результаты вскоре будут вполне достаточны, если брать во внимание вообще необходимые объемы исследования того же Марса. То что вы не верите в ИИ - ваши проблемы. Это технология стремительно развивается на глазах и очевидно приведет к неизмеримо более масштабным последствиям чем все совокупное освоение космоса в прошлом, настоящем и будущем. Еще одна ваша ошибка в том, что сама по себе высадка на Луну или Марс, как и другие возможные планеты и спутники - лишь крайне небольшая часть того, что можно назвать "освоением космоса". И ведущая к сравнительно незначительному научному и нулевому практическому результату. Что там воображали себе и о чем мечтали наши предки 50-100 и более лет назад, в далекую ушедшую докомпьютерную эпоху, представляет ныне лишь сугубо исторический интерес. Не больший, чем рассуждения о построении коммунизма в те же времена. По сути, из этой и других ваших статей за километр видно, что никаких разумных обоснований своих фантазий об освоении того же марса вы так и не смогли за все годы придумать. Вот и сейчас стесняетесь их привести, прячась за оскорблениями. А то что у вас есть, по опыту других статей - имеет анекдотический уровень и легчайше разбивается элементарной логикой.
        Александр Березин
        11 минут назад
        -
        0
        +
        Serg, ваши оценки без конкретики я пропущу. Но вот по конкретике -- пройдусь чуть-чуть: "По приведенной статье об автоматах - для финансовых затрат и доставляемой массы в 1/1000 таковых от необходимых для пилотируемой экспедиции, результаты даже упомянутых вами аппаратов просто блестящие". Вы очень плохо информированы о стоимости беспилотных программ изучения других планет. Справочно: стоимость отправки и эксплуатации одного марсохода в 2010-х -- 3,2 млрд долларов. Справочно: переменные расходы для первой пилотируемой экспедиции на Марс будут _ниже_. И даже с учетом НИОКР они будут выше, чем на марсоход лишь _менее, чем в 10 раз_. И это при том, что марсоход за всю свою жизнь проедет по Марсу меньше километров, чем астронавты -- за одни сутки поездок. И "бурить" может не глубже 7,5 сантиметров. Хотя астронавт даже с ручным буром может много глубже. И т.д, и т.п. Этого достаточно, чтобы проиллюстрировать до какой степени вы не знаете тему, о которой рассуждаете.
Дождиков Антон
12 часов назад
-
0
+
Еще раз про космос, космонавтов, олимпийцев и амишей... Проиллюстрируем основные когнитивные "ошибки выборки" в сравнении... Космонавт. Подготовка занимает несколько лет, как впрочем и у олимпийцев. Вот только космонавт- более "штучный" товар, в который вложено больше средств, поэтому его эксплуатируют в возрасте 35-60 лет. На август 2024 года, средний возраст космонавтов, работающих на МКС, составляет 52,6 лет. Космонавт - это "дизель". Надежный, отказоустойчивый, низкооборотный, с большим-м-м-моментом и длинной полкой. . Он и в 70 лет полетит. Если вовремя проводить профилактику и техобслуживание. Его "рабочая полка момента" - 30-35 лет. Кстати, самый молодой космонавт - Герман Титов. Полетел аж в 25 лет. Участник Олимпиады. 17-34 года, хотя в разных видах по разному. Есть еще Бьорндален, ушедший из большого спорта в 44 года. Но в среднем олимпийцу 27 и 26,2 года - для мужчин и для женщин соответственно. Почему? Пик физической формы это 22-24 года. + 2-3 года тренировок. Олимпиец - это "зажигалка", "бензин". В России он с детства проходит отборы и конкурсы (привет система ДЮСШ). Во "взрослые" он выходит в 17-18 лет, и... отрабатывает 2-3 олимпиады. Его "рабочая полка момента" - 10-15 лет. Потом все. В тренеры... или депутаты. Как повезет. Амиши. Их очень много подвидов ("старые", "новые", "амиши-меннониты" и прочая, и прочая). В космос не летают. В Олимпиаде не участвуют. Много детей, в среднем 7 в семье. Популяция очень быстро растет. Младенческая смертность не намного выше, чем в среднем по США. Хотя есть риски наследственных болезней (близкородственные браки). Впрочем, у амишей есть одно свойство, которое роднит их с руководителями космической отрасли в ряде стран - они отрицают технические инновации. Да и их численность, как и численность руководящего и вспомогательного состава корпораций растет с похожей прогрессией:)
    Александр Березин
    11 часов назад
    -
    0
    +
    Дождиков, рак для олимпийцев отслеживают до конца их жизни -- как и для астронавтов. Физическая форма астронавтов хуже, чем у проф. спортсменов всегда -- и в 25 лет, и в 65 лет. Потому что астронавты никогда не были спортсменами. "Амиши. Их очень много подвидов ("старые", "новые", "амиши-меннониты" и прочая, и прочая). В космос не летают. В Олимпиаде не участвуют. Много детей, в среднем 7 в семье. Популяция очень быстро растет. Младенческая смертность не намного выше, чем в среднем по США. Хотя есть риски наследственных болезней (близкородственные браки)." Все амиши имеют рак в два раза реже остального населения США, и реже, чем у астронавтов или спортсменов.
Степан Жук
1 день назад
-
-5
+
Концовка странная. Начали за NASA, а закончили за Роскосмос. NASA то тоже не хочет лететь, а хочет пилить. Да собственно, как весь капиталистический мир. Илону дали развернуться за ради Старлинка, а остальное - попутно. Китай вот, под руководством коммунистической партии - тот молодец, планомерно прёт вперёд. И СССР пер вперёд, пока элиты не погрязли в деньгах и шмотках. Александр, сказавши А, скажите и Б. Или вы заядлый антикоммунист? Вся эта космическая гонка, а так же все прорывы в середине 20-го века (в том числе и в искусстве) - есть следствие соревнования двух систем, двух идеологий. Коммунистической и капиталистической. И когда коммунисты доказали, что если тратить не на дворцы и яхты, а на заводы и науку, то можно за одно поколение пройти путь от сохи до ядерной энергетики, то капиталисты вздрогнули. И стали делиться. Создали массовый средний класс. Стали делиться на науку, исследования, искусство. Вкладываться в новое, чтобы переплюнуть соперника, а не просто пилить бабло. Вот и был прогресс. А сейчас стагнация. Китай вон, пытается, но своих проблем выше крыши. Пока пытается что-то слепить из идеи капитализма с человеческим лицом. Так что прорыв, новые технологии и исследования будут только при соревновании и ни как иначе.
    Александр Березин
    1 день назад
    -
    3
    +
    Степан, "Концовка странная. Начали за NASA, а закончили за Роскосмос." Я все-таки в России живу. Поэтому ситуация с Роскосмосом меня беспокоит больше, чем с НАСА. "Да собственно, как весь капиталистический мир. Илону дали развернуться за ради Старлинка, а остальное - попутно." Илону дали развернуться за много лет до того, как ему пришла в голову первая мысль о Старлинке (его идее нет даже 10 лет, SpaceX стала сильнейшим космическим игроком Запада до 2015 года). Так что причины были не в этом. "Вся эта космическая гонка, а так же все прорывы в середине 20-го века (в том числе и в искусстве) - есть следствие соревнования двух систем, двух идеологий. Коммунистической и капиталистической. И когда коммунисты доказали, что если тратить не на дворцы и яхты, а на заводы и науку, то можно за одно поколение пройти путь от сохи до ядерной энергетики, то капиталисты вздрогнули. И стали делиться. Создали массовый средний класс. Стали делиться на науку, исследования, искусство. Вкладываться в новое, чтобы переплюнуть соперника, а не просто пилить бабло. Вот и был прогресс. А сейчас стагнация." Плюс вашей позиции в том, что она позволяет сделать проверяемый прогноз. Если исходить из нее, на Марсе никто не высадится в обозримом будущем, поскольку никакой коммунистической системы нет (конечно, ее не было и в 1950-х, но это я знаю, потому что в вузе прочел всего Ленина, Маркса и Энгельса со Сталиным, а вы, видимо, не прочитали). Я же прогнозирую обратное: люди будут на Марсе к середине 2030-х. Никакой стагнации нет и близко, а ракетно-космические технологии человечества развиты сильнее, чем когда-либо еще в предшествующей истории. Так что прорыв в космических технологиях уже случился, причем безо всякого соревнования систем.
    Dmitr Sha
    1 день назад
    -
    0
    +
    Степан, Senate Launch System это не про международные отношения. Сугубо внутриамериканская экономика, откатно распилоёмкий. Ни разу не российское изобретение этот Roll Back, никаких иностранных партнёров, узкий круг ограниченных лиц вокруг национального агенства Всилу таких национальных особенностей deep state единственное что можно сделать - с SLS R&D заканчивать. Оно уже обошлось американским налогоплательщикам кратно дороже Falcon Heavy, китайцы и индусы охотно трудоустроят всех сколь-нибудь полезных инженеров
Roman Frolov
1 день назад
-
0
+
"А те научные работы, что есть, обнаружили совсем иное: среди 360 исследованных американских астронавтов смерти от рака на 38 процентов реже «обычных» американцев (и так же редко, как профессиональные спортсмены). Впрочем, читатели Naked Science вряд ли будут шокированы этими цифрами: ранее мы подробно разбирали, что люди, случайно получившие умеренные (но выше, чем на орбите) длительные дозы облучения на Тайване, умирали от рака намного реже, чем граждане того же государства, не подвергшиеся такому облучению." Это совершенно не является серьезным аргументом в пользу гормезиса. Потому что, как уже писали в комментах, в астронавты отбирают изначально здоровых, относительно умных и не страдающих ожирением людей. Все три фактора значительно снижают риск смертельной онкологии, хотя и по разным причинам. С атлетами аналогично - это люди изначально здоровые, да еще и вынужденные следить за здоровьем и жить в условиях отсутствия вредных привычек, контроля за весом и пр. Кстати, упомянутые в комментариях амиши могут меньше страдать от онкологии не только благодаря образу жизни на природе, но и благодаря хорошей физической форме. Ожирение увеличивает риск рака на треть и больше, а американская нация в среднем от этого порока сильно страдает. Никаких убедительных доказательств существования радиационного гормезиса я не встречал.
    Александр Березин
    1 день назад
    -
    2
    +
    Roman, "Это совершенно не является серьезным аргументом в пользу гормезиса. Потому что, как уже писали в комментах, в астронавты отбирают изначально здоровых, относительно умных и не страдающих ожирением людей. " И этим комментам я уже ответил: надо читать статью внимательнее: "процитирую текст выше "А те научные работы, что есть, обнаружили совсем иное: среди 360 исследованных американских астронавтов смерти от рака на 38 процентов реже «обычных» американцев (и так же редко, как профессиональные спортсмены)" Спортсменов-олимпийцев обследуют никак не реже, чем космонавтов. И людей туда отбирают намного здоровее, чем в космонавтов. Просто справочно: чтобы попасть в отряд космонавтов, достаточно пробежать 1 км за 4 минуты. Это могу даже я, человек которому врачи очень много лет назад по состоянию здоровья запретили поднимать предметы тяжелее булки хлеба. Уровень здоровья проф. спортсменов радикально выше. Более того: частота обследования на предмет рака не коррелирует со смертностью от него. Ниже всего смертность от рака на душу (сравнение по возрастным когортам) в США у амишей: https://naked-science.ru/article/medicine/rak-prichini Куда как ниже, чем у астронавтов или олимпийцев. Хотя на предмет диагностики рака их обследуют намного реже астронавтов или олимпийцев." "Кстати, упомянутые в комментариях амиши могут меньше страдать от онкологии не только благодаря образу жизни на природе, но и благодаря хорошей физической форме. " У амишей нет хорошей физической формы: по массе относительно роста они не отличаются от неамишей в тех же округах США https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC3625537/ Причины из-за которых они болеют раком реже всех в США -- включая спортсменов-олимпийцев и астронавтов -- не имеют никакого го отношения ни к их образу жизни "на природе" (в сельских районах США рак и среди фермеров той же частоты, что среди обычных граждан), ни их физической форме, которая у них, повторюсь, не влияет даже на вес. Вообще, уровень физических усилий их в калориях существенно меньше, чем бегуна-любителя (который более раком намного чаще амишей). Не говоря уже о профессионалах. "Ожирение увеличивает риск рака на треть и больше, а американская нация в среднем от этого порока сильно страдает." Но у амишей вес точно такой же. Скажем, в работе выше средний ИМТ женщин амишей (30,2) находится выше порога ожирения (30,0) и выше, чем у женщин-неамишей в тех же округах. Иными словами, амиши болеют раком вдвое реже не из-за отсутствия ожирения. Потому что их у него ничуть не меньше, чем у остальных американцев, живущих поблизости. "Никаких убедительных доказательств существования радиационного гормезиса я не встречал." Само собой. Разве научный статьи могут быть доказательством чего бы то ни было, ведь верно же: https://journals.sagepub.com/doi/10.2203/dose-response.06-105.Chen или https://academic.oup.com/jnci/article-abstract/15/4/1049/914992 или https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0531513101008615? или https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0306452219305512? ?
    +
      ещё комментарии
      Roman Frolov
      1 день назад
      -
      0
      +
      Спасибо за развернутый комментарий. Очевидно, что про амишей я был не прав. Просто сложился стереотип из случайных встреч и фильмов, сам не проверял. Не стоит писать "надо читать статью внимательнее:", это не вежливо. Я читал ее достаточно внимательно. Насчет радиоационного гормезиса: споры идут уже почти век, а поезд и поныне не поехал. Теперь по статьям: 1. Статья Кохана и соавторов в Нейросайенс, 2019: показаны необычные эффекты на способности пространственного мышления. Интересно, но без независимой проверки почти ничего не стоит. В экспериментальной группе было только 14 животных. 2. Доклад Сакай 2002 года: утверждается, что частота обнаружения опухолей снизилась у мышей. Значительное снижение, на 18% при средней дозе как бы подтверждает гипотезу гормезиса. Нужны повторные эксперименты. 3. Статью 1955 года открыть не смог. 4. Статья Чена 2007 очень интересная. Но еще интереснее, было ли или будет ли проведено следующее исследование жизненных исходов тех же людей вот сейчас. Однако вы привели лишь поддерживающую литературу. Как насчет аналогичных исследований, результаты которых не столь радужны? Вы знаете таковые?
        Александр Березин
        11 часов назад
        -
        1
        +
        Roman, "Не стоит писать "надо читать статью внимательнее:", это не вежливо. Я читал ее достаточно внимательно." Прошу прощения. "Теперь по статьям:" При желании можно отрицать любое утверждение любого количества научных статей. Я в этом и не сомневаюсь. Собственно, об этом и написал выше. Поэтому же я не жду, например, изменения позиции представителей Роскосмоса по всем этим вопросом. Вся история науки учит нас, что ученые не меняют сложившихся у них взглядов на вопросы -- они просто умирают от старости и на место приходят те, у кого это восприятие сложилось иначе. Этот путь в данном вопросе нам и предстоит. "3. Статью 1955 года открыть не смог." Это легко делается через сай-хаб: https://sci-hub.ru/https://doi.org/10.1093/jnci/15.4.1049 "4. Статья Чена 2007 очень интересная. Но еще интереснее, было ли или будет ли проведено следующее исследование жизненных исходов тех же людей вот сейчас." Оно не будет проведено никогда -- ни через 100 лет, ни через 200. И причины известны: после выхода той статьи в Тайване начался скандал. Люди, которые считали, что радиация вредна, пытались написать свою статью, опровергающую это, но не смогли найти цифр по смертности. После этого они сходили к местным властям и надавили на них научным авторитетом. После чего было принято решение данные облученных закрыть и больше ни на какие научные работы их никому не давать. "Однако вы привели лишь поддерживающую литературу. Как насчет аналогичных исследований, результаты которых не столь радужны? Вы знаете таковые?" Не только знаю, но и обозначил их в тексте выше: люди попробовали опровергнуть выводы работы 55-го года по грызунам, построив специальную систему, куда никогда не поступал воздух снаружи. Грызуны оказались с полностью детренированным иммунитетом, и эффекты работы 55-го года не проявились. Разумеется, в рамках концепции гормезиса через стимуляцию иммунитета (см. статью выше) они и не должны были проявляться. Но авторы той статьи не считают такую гипотезу верной, поэтому декларировали, что данные статьи 1955-го года объясняются некими неучтенными инфекциями в первом эксперименте. Иными словами, как я уже отметил выше, при желании можно игнорировать абсолютно любые факты, эксперименты и тому подобное -- и чем более продвинут ученый, тем более изобретателен его ум в подборе как бы аргументов против не нравящейся ему по тем или иным причинам точки зрения. Поэтому только старость и смерть всех участников этой дискуссии имеют какие-то шансы продвинуть ее в научном отношении далее.
Daiton Kataro
1 день назад
-
-3
+
А есть пруф вот этого ? ,потому что выглядит как лютый пиздеж , противоречащий всем остальным статьям на эту тему. "Измеренные американскими марсоходами уровни радиации по пути на Марс и на нем показали общую дозу для пилотируемой экспедиции по «схеме Маска» (трехмесячный перелет) в 800 миллизивертов (165 на пути туда, столько же — обратно и 230 за год пребывания на планете)."
    Александр Березин
    1 день назад
    -
    2
    +
    Daiton, в статье же приведены ссылки на наши прежние материалы с такими расчетами. Вам это кажется чему-то противоречащими, потому что вы обращаете внимание на статьи в СМИ. Мы же, как работники СМИ, разумеется, не в состоянии верить статьям в СМИ (это свойственно всем работникам СМИ, как несложно догадаться). Поэтому мы следим за научными работами по теме, например, вот эту, по измерениям радиации "Кьюриосити" в пути и на самом Марсе: https://www.science.org/doi/10.1126/science.1244797 Если у вас нет подписки, вы можете прочитать текст статьи здесь: https://sci-hub.ru/https://doi.org/10.1126/science.1244797 Там указывается, что на поверхности Марса радиация 0,23 зиверта в год, а на пути туда -- 1,84 мЗв в сутки (см. таблицу один в тексте). Поскольку по маршруту SpaceX (см. гиперссылку в статье выше) к Марсу и от него лететь 3 месяца, в сумме путь туда и обратно займет 180 суток (0,33 зиверта). 0,8 зиверта посчитаны с некоторым запасом по времени на планете -- в два года пребывания там. И просьба. Замените матерное слово в вашем комментарии на какое-то другое. Дело в том, что на сайте за мат пожизненный бан. Модератор увидит - разбираться не станет.
    Dmitriy Dorian
    1 день назад
    -
    2
    +
    Daiton, используя вашу стилистику речи, можно вам ответить "а вы в глаза долбитесь, что ли? Вы пост читали, вообще? Ссылки не судьба открыть и посмотреть?"
Дождиков Антон
1 день назад
-
1
+
1. Космонавты реже умирают - потому что их чаще обследуют, они следят за здоровьем, и в целом отбор в отряд идет изначально более здоровых (и физически, и психически). Поэтому простой статистике здесь вряд ли стоит доверять. Выборка не соответствует генеральной совокупности. 2. Космос (как и эпоха Великих географических открытий) - это соревнование вдолгую. И очень хорошо, что оно есть - все же лучше, чем "соревнование на ядерных головках". Но побеждает в нем далеко не "первый ступивший". А скорее первый освоивший и наладивший. Вот на этом бы и стоило сосредоточиться. 3. Без Луны, Марса и так далее, увы, никак - иначе цивилизация не преодолеет свои комплексы и барьеры. 4. Определенный "старшиповый" шок будет ждать политические системы и общества. Не меньше, чем от полета первого спутника и Юрия Гагарина. Когда многие зададутся вопросом:"почему не мы?".
    Александр Березин
    1 день назад
    -
    0
    +
    Дождиков, процитирую текст выше "А те научные работы, что есть, обнаружили совсем иное: среди 360 исследованных американских астронавтов смерти от рака на 38 процентов реже «обычных» американцев (и так же редко, как профессиональные спортсмены)" Спортсменов-олимпийцев обследуют никак не реже, чем космонавтов. И людей туда отбирают намного здоровее, чем в космонавтов. Просто справочно: чтобы попасть в отряд космонавтов, достаточно пробежать 1 км за 4 минуты. Это могу даже я, человек которому врачи очень много лет назад по состоянию здоровья запретили поднимать предметы тяжелее булки хлеба. Уровень здоровья проф. спортсменов радикально выше. Более того: частота обследования на предмет рака не коррелирует со смертностью от него. Ниже всего смертность от рака на душу (сравнение по возрастным когортам) в США у амишей: https://naked-science.ru/article/medicine/rak-prichini Куда как ниже, чем у астронавтов или олимпийцев. Хотя на предмет диагностики рака их обследуют намного реже астронавтов или олимпийцев.
    +
      ещё комментарии
      Дождиков Антон
      13 часов назад
      -
      0
      +
      Александр, опять проблема "смещенной выборки" и несоответствия выборки генеральной совркупности. Не беда. Эта ошибка встречается 90% социологических и околосоциологических работах, когда вы берете довольно узкую группу людей и сравниваете с такой же узкой группой других людей, отобранных не случайнл у тов. Канемана описано множество когнитивных ошибок по данному случаю. И опять же шутка про "британских ученых" как правило строится на ошибках выборки. Более того, почитал недавно про то, как наши киноделы анализируют кинотренды, отбирают фильмы и дают на них финансы. Они испольщуют выборку, квотную, репрезентативную, но для электоральных процессов, то есть от 18 до 99 лет пропорционально половозрастной структуре. Или берут группу маститых киноэкспеЭртов (ага, типа фокус-группа) и делают прогноз. Даже серезные научные теории строят типа "Социальный импакт в кино" и научные журналы выпускают. А между тем в кинотеатры ходят в основном от 14 до 35 и 66% - женщины. И их ожидания ну никак не совпадают ни с "экспЭрдными", ни с результатами опросов. Результат - в прокате окупается 1 из 10 фильмов. Насчет сферы космоса не уверен - но предполагаю что-то похожее в оценках. И не только в России. Проблема достаточно массовая: "Я - начальник, я так вижу" - как раз про традиционную европейскую космобюрократию.
        Александр Березин
        11 часов назад
        -
        0
        +
        Дождиков, " опять проблема "смещенной выборки" и несоответствия выборки генеральной совркупности" Нет, этой проблемы тут нет. Астронавтов в работе по ссылке 360 человек за десятки лет (десятки тысяч человеко-лет), спортсменов тысячи.
    Serjo Djachkowski
    1 день назад
    -
    0
    +
    Дождиков, да и ещё раз да. Дополню многие управленцы хотят за счёт откровенно старых проектов обеспечить себе и своим детям источник дохода. А Марс это вызов это как путешествие Колумба. В принципе можно организовать евгенический проект. Будет как homo sapiens и homo neandertalensis.
    Daiton Kataro
    1 день назад
    -
    0
    +
    Дождиков, обследование само по себе рак не предотвращает как бы. Наоборот -больше нансов собрать статистику ,чем у случайных людей.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно