Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
29.07.2021
2 281

Ученые разрабатывают мужскую контрацепцию с подогревом для временной остановки сперматогенеза

5.2

Эксперименты на самцах мышей подтвердили, что короткий и слабый нагрев яичек наночастицами позволяет на время полностью прекратить выработку здоровой спермы.

©Drug Target Review

Формирование яйцеклеток у женщин подчиняется четкому циклу и регулируется определенным набором гормонов. «Ключ» к этому процессу нашли еще во второй половине прошлого века, когда на рынке стали появляться противозачаточные таблетки. Однако с мужчинами оказалось сложнее: выработка спермы происходит постоянно, и остановить ее надежно и безопасно не удается до сих пор. «Мужские таблетки» все еще разрабатывают и испытывают.

Вэйхуа Дин (Weihua Ding) и его коллеги из Университета Наньтун нашли совершенно новый подход к мужской контрацепции — температурный. Известно, что даже умеренное повышение температуры плохо сказывается на сперматогенезе и качестве спермы. Поэтому ученые предлагают использовать слабое нагревание для блокирования этого процесса — как ожидается, временной и обратимой. Новый подход уже прошел испытания на самцах лабораторных мышей, о чем Дин и его соавторы пишут в статье, опубликованной в журнале Nano Letters.

Идея в том, чтобы внутривенно инъецировать магнитные наночастицы оксида железа, покрытые биосовместимым полимером. Далее с помощью точно контролируемого внешнего поля они доставляются непосредственно в ткани яичек, где происходит образование спермы. Затем остается на краткое время подогреть их, чтобы остановить этот процесс. Авторы отмечают, что хотя сама идея использования нагрева для мужской контрацепции не нова, наночастицы позволяют обойтись весьма щадящим повышением температуры, поскольку действуют лишь локально, на небольшой окружающий объем.

15-минутного нагревания до 40 °С было достаточно для полного подавления сперматогенеза у самцов мышей. В течение следующей недели ни одно их спаривание не привело к рождению потомства. Сперматогенез постепенно восстанавливался на протяжении 30-60 дней после обработки. Судя по результатам, контрацепция получается полностью обратимой: вскоре все прошедшие процедуру самцы благополучно спарились с самками, а те принесли нормальное многочисленное потомство.