17.04.2023

Новый ген может стать ключевым при создании противозачаточных таблеток для мужчин

4.8

Ген Arrdc5 оказался абсолютно необходим для нормального созревания сперматозоидов. Его отключение делает мужчин (и самцов других млекопитающих) практически стерильными и позволяет обойтись без опасной гормональной терапии или хирургического вмешательства.

©Wikimedia Commons / Автор: Анастасия Кожевникова

Противозачаточные фармакологические средства для женщин существуют многие десятилетия. Они помогли совершить революцию в сексуальной жизни, но при этом переложили львиную часть ответственности за ее результат на женские плечи. Создание эффективных противозачаточных таблеток для мужчин оказалось задачей крайне непростой. Ученые активно занимаются этой проблемой, однако ни один из таких препаратов до сих пор не дошел до широкой продажи.

Одни специалисты все еще продолжают испытания на животных, другие только ищут идеальные мишени, на которые можно было бы направить действие противозачаточных средств, не затрагивая другие органы и системы. Такой мишенью может стать ген Arrdc5, который исследовала команда из Университета штата Вашингтон. Их статья опубликована в журнале Nature Communications.

Команда профессора Йона Отли (Jon Oatley) отмечает, что Arrdc5 проявляет активность исключительно в яичках и остается бездействующим в других тканях организма. Если же Arrdc5 не работает в яичках, то производящиеся в них сперматозоиды оказываются не способны оплодотворить яйцеклетку. Они становятся менее многочисленны, демонстируют пониженную подвижность и даже деформированную форму.

Какова именно роль гена Arrdc5 в сперматогенезе, в точности не известно, но без него этот процесс не может протекать нормально. Эксперименты на мышах показали, что самцы с отключенным Arrdc5 производили на 28 процентов меньше сперматозоидов, скорость их движения была в 2,8 раза меньше, и не более двух процентов клеток сохраняла нормальную форму. Теперь ученые планируют найти препарат, позволяющий временно нокаутировать ген Arrdc5 или блокировать работу белка, который он кодирует.

Исследователи надеются, что это позволит получить противозачаточное без необратимых последствий для организма. Дело в том, что многие такие попытки были связаны со снижением уровня тестостерона — мужского полового гормона, который также необходим для нормального созревания сперматозоидов. Однако тот же тестостерон выполняет и массу других важных функций в организме, поэтому подобный подход чреват самыми неприятными последствиями.

Интересно, что аналогичную роль Arrdc5 выполняет в организме самцов множества других млекопитающих. А значит, умение контролировать работу этого гена позволит обойтись без травмирующих процедур стерилизации, будь то для быков или домашних собак — достаточно использовать таблетку.