Средство от паразитов помешало репликации коронавируса — Naked Science
9 августа

Средство от паразитов помешало репликации коронавируса

5.7

Авторы нового исследования предложили использовать салициланилид № 11 для снижения вирусной нагрузки и регулирования уровней провоспалительных цитокинов при Covid-19.

Вирус реплицируется в двух слоях мембраны
Вирус реплицируется в двух слоях мембраны, образуя большой шар (структуры красного цвета), который формирует защищенный отсек. Новые вирионы (маленькие структуры, отмеченные красным цветом) образуются за счет почкования на границе эндоплазматического ретикулума и аппарата Гольджи клеток / © Getty Images

Ученые вернулись к поискам и испытаниям лекарств для лечения пациентов с Covid-19, поскольку долгосрочная эффективность вакцин, по мнению некоторых из них, может оказаться под вопросом. Свой вклад в это внесли сотрудники Научно-исследовательского института Скриппса и Техасского университета (США), разработавшие соединение, которое показало двунаправленную эффективность против коронавируса в лабораторных экспериментах. Результаты опубликованы в журнале ACS Infectious Disease.

Салициланилиды — большая группа химических соединений, амид салициловой кислоты и анилина, применяемый в качестве антипаразитарных средств. Впервые салициланилиды открыли в Германии в 1950-х и использовали для борьбы с глистными инфекциями крупного рогатого скота. Сегодня производные этих веществ, в том числе хлорированный никлозамид, необходимы для избавления от ленточных червей, способных выживать в пищеварительной системе.

Позже салициланиды изучали в качестве противораковых и противомикробных лекарств. Так, около десяти лет назад, когда штаммы грамположительных бактерий Clostridioides difficile повлекли вспышки инфекционных диарейных заболеваний, а антибиотики не помогали, ученые создали «библиотеку» из порядка 60 модифицированных салициланидов. Некоторые из них оказались эффективны против C. difficile, в том числе соединение за номером 11. Но тогда его, как говорится, отложили в долгий ящик из-за токсичных последствий для организма.

Однако, когда мир столкнулся с пандемией Covid-19, авторы исследования решили возобновить работу и еще раз протестировать противовирусные свойства салициланилида № 11. Эксперименты на мышах в лаборатории показали, что он помогает бороться не только с вирусом, но и с воспалениями. Соединение можно выпускать в форме таблеток, а от противоглистных препаратов он отличается способностью всасываться в стенки кишечника, чтобы добраться до кровотока, не будучи при этом токсичным.

«Ключевым моментом стал противовирусный механизм. Соединение заблокировало выход вирусного материала из эндосомы, и он просто деградировал. Этот процесс не позволил так легко создавать новые вирусные частицы, то есть реплицироваться», — объяснили ученые.

Салициланилид № 11 помешал эндоцитозу — процессу, с помощью которого происходит перемещение веществ, в нашем случае вируса, в клетку. Эндоцитоз коронавируса, связавшегося с мембранным белком ACE2, организуется с помощью липидных рафтов — участков плазматической мембраны, обогащенных гликосфинголипидами и холестерином. Как раз их расщеплению препятствовал салициланилид. Следовательно, поскольку вещество действует внутри клеток, а не на S-белок, оно может быть эффективным и против новых штаммов.

Что касается противовоспалительных свойств, то салициланилид помог снизить уровни интерлейкина-6 — провоспалительного цитокина, влияющего на многие органы и системы организма. Наряду с высокими концентрациями интерлейкина-1, С-реактивного белка и фактора некроза опухоли-альфа, он считается маркером цитокинового шторма — опасной реакции иммунной системы, которая зачастую приводит к летальному исходу при Covid-19.