24.04.2020

Биологи объяснили ослабление сладкого вкуса у холодных продуктов

4.3

Холодное сладкое блюдо кажется совсем не таким привлекательным, как теплое, но связан этот эффект с работой рецепторов не сладкого, а горького вкуса.

©CC0 Public Domain

Наверное, каждый сладкоежка замечал, что пирог из холодильника кажется далеко не таким сладким, как свежий и еще теплый — ужасно привлекательный, несмотря на весь вред. Этот эффект был замечен достаточно давно, однако теперь команде профессора Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Крэйга Монтеля (Craig Montell) удалось продемонстрировать его и на мухах, а заодно разобраться в молекулярных механизмах ослабления сладкого вкуса. Как оказалось, сами вкусовые рецепторы сладкого тут совершенно ни при чем.

В статье, опубликованной в журнале Current Biology, ученые отмечают, что лабораторные дрозофилы демонстрируют заметное снижение тяги к сладкому при температуре 19 °С, в сравнении с тем же блюдом при температуре 23 °С. При этом воспринимающие сладкий вкус рецепторы у мушек срабатывали одинаково в обоих случаях. «А поскольку температура напрямую на “сладкие” нейроны не влияет, она должна влиять на какие-то другие клетки, косвенно меняя тягу к сладкому», – говорит профессор Монтель.

Стоит сказать, что сладкое у дрозофил воспринимает один определенный тип рецепторных клеток, горькое — другой, а третий тип клеток играет роль механорецепторов, воспринимая текстуру пищи. С температурой все несколько сложнее: на нее реагируют и рецепторы горького, и механорецепторы, и лишь если оба типа нейронов «сработают», этот сигнал будет интерпретирован как «холодное».

Таким образом, тягу дрозофил к пище снижает активация рецепторов горького вкуса, механорецепторов (сигнализирующих о твердости), а также и тех, и других (реакция на низкую температуру). Сами рецепторы сладкого на холод не реагируют, но активированные им механорецепторы и рецепторы горького блокируют сигнал, который «сладкие» нейроны передают в мозг, и снижают тягу к недостаточно теплой пище.

К большому удивлению ученых, оказалось, что в основе этого механизма лежит белок родопсин 6 (Rh6) — близкий родственник пигмента, воспринимающего свет в наших глазах. Так, подавление экспрессии Rh6 в клетках — рецепторах горького блокировало их срабатывание при ощущении холода. В результате мухи с равным удовольствием набрасывались и на теплую, и на холодную — лишь бы сладкую — пищу.

По мнению биологов, это может быть связано с особенностями метаболизма насекомых, который сильно зависит от внешней температуры. На холоде он существенно замедляется: так, при 25 °С развитие яйца происходит примерно за 10 дней, а при 18 °С — уже вдвое дольше, за 20. «Все замедляется, — добавляет Крэйг Монтель, — и снижается потребление пищи. Она вам просто больше не нужна в таком количестве».