Дендритные клетки ускорили иммунитет при туберкулезе — Naked Science
22.12.2016

Дендритные клетки ускорили иммунитет при туберкулезе

Американские ученые показали, что своевременная активация дендритных клеток может приводить к восстановлению иммунного ответа на туберкулез. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Communications.

Туберкулез — инфекционное заболевание, возбудителем которого являются бактерии Mycobacterium tuberculosis. В разной степени они устойчивы к существующим препаратам, при этом причины такой резистентности неясны: микобактерии не имеют плазмид. Для профилактики осложнений туберкулеза используется вакцина на основе бациллы Кальметта — Герена (БЦЖ). Однако в ряде случаев это приводит к ложной положительной реакции при диагностике.

Поскольку иммунный ответ на туберкулез мало предсказуем, ученые ищут способы прояснить его механизмы и разработать более эффективные препараты. Прошлые исследования показали, что при инфицировании туберкулезом Т-клетки скапливаются в районе туберкулов и атакуют патогены медленнее, чем обычно. Скорость этой реакции может быть связана с дендритными клетками — их основной функцией является презентация захваченного антигена Т-лимфоцитам.

Чтобы выяснить, какие иммунные пути ускоряют реакцию на возбудитель, ученые из Университета Вашингтона в Сент-Луисе и других учреждений провели серию экспериментов. На первом этапе они проверили «чистый» ответ Т-клеток после введения мышам вакцины. Результаты показали, что препарат делает лимфоциты способными на борьбу с инфекцией. Затем дендритные клетки зараженных особей пересадили здоровым и инфицировали тех разными штаммами M. tuberculosis.

Трансплантация дендритных клеток, «знакомых» с патогенами, привела к тому, что иммунный ответ мышей из экспериментальной группы нормализовался. После этого авторы активировали реакцию иммунитета напрямую: вакцинированным животным вводились экспериментальные соединения (FGK4.5 и Amph-CPG), которые должны были стимулировать их «родные» дендритные клетки, антигены и микобактерии. У обработанных таким образом особей скорость Т-клеток также восстановилась.

По мнению ученых, несмотря на полученные данные, в естественных условиях технология может быть неприменима: для стимуляции иммунного ответа дендритные клетки должны дополнительно активироваться в момент заражения. Тем не менее, работа проясняет механизм реакции организма на воздействие патогена. Предполагается, что дальнейшие исследования с учетом открытия могут лечь в основу разработки новых способов вакцинации от туберкулеза.