Обнаружен молекулярный «выключатель» аллергического зуда

Обнаружен молекулярный «выключатель» аллергического зуда

5.4

Американские ученые обнаружили, что под воздействием аллергенов клетки кожи начинают производить повышенные количества белка периостина, который связывается с чувствительными нейронами и запускает механизм невыносимого аллергического зуда.

©Alice MacGregor Harvey, NC State

Экзема и мучительный кожный зуд — одни из самых частых проявлений аллергии. Такие реакции атопического дерматита связаны с аномальным возбуждением чувствительных нейронов кожи, которые передают сигнал дальше в центральную нервную систему. Ученые пытаются разобраться в молекулярных механизмах этого возбуждения, чтобы затем научиться блокировать их работу.

Ключевой шаг в этом направлении сделала команда профессора Университета штата Северная Каролина Сантоша Мишры (Santosh Mishra). Недавно ученые определили белок, который служит «включателем» аллергического зуда, а также рецептор нейронов, с которым он связывается. Об этом они сообщают в статье, опубликованной в журнале Cell Reports.

Речь идет о белке периостине (OSF-2), который действует в межклеточном пространстве эпителия, участвуя в миграции и взаимодействии между его клетками. Благодаря этому периостин исключительно важен для медицины: в своей прямой роли он полезен для восстановления поврежденных тканей, а при различных нарушениях связан с целым рядом заболеваний, включая рак и астму.

Молекулярный механизм аллергического зуда: схема. Цитокин TSLP и аллергены пылевых клещей запускают производство периостина, антиаллергический препарат кальципотриол блокирует его. Рецепторы αvβ3 связывают периостин и передают сигнал дальше — на спинномозговые узлы (DRG) и в центральную нервную систему / ©Mishra et al., 2020

Авторы провели эксперименты с линиями мышей, служащих лабораторными моделями атопического дерматита и реагирующих аллергией на множество различных факторов, включая присутствие домашних «пылевых клещей». И действительно, при таком воздействии в клетках кожи животных (кератиноцитах) производство периостина резко увеличивалось, и несчастные мыши мучительно чесались. Если же синтез периостина у них искусственно подавляли, зуда не наблюдалось.

Ученые показали, что белок связывается с рецептором αvβ3 на поверхности расположенных в коже чувствительных нейронов. «Периостин и его рецептор непосредственно связывают кожу с центральной нервной системой, — говорит Мишра. — Мы описали первый перекресток на пути развития экземы. Когда мы научимся его блокировать, то сможем избавить людей от зуда».

Предназначенный для отработки технологий космического корабля Starship аппарат SN4 взорвался после проведения огневых испытаний нового метанового двигателя.