Обнаружен молекулярный «выключатель» аллергического зуда — Naked Science

Обнаружен молекулярный «выключатель» аллергического зуда

5.4

Американские ученые обнаружили, что под воздействием аллергенов клетки кожи начинают производить повышенные количества белка периостина, который связывается с чувствительными нейронами и запускает механизм невыносимого аллергического зуда.

©Alice MacGregor Harvey, NC State

Экзема и мучительный кожный зуд — одни из самых частых проявлений аллергии. Такие реакции атопического дерматита связаны с аномальным возбуждением чувствительных нейронов кожи, которые передают сигнал дальше в центральную нервную систему. Ученые пытаются разобраться в молекулярных механизмах этого возбуждения, чтобы затем научиться блокировать их работу.

Ключевой шаг в этом направлении сделала команда профессора Университета штата Северная Каролина Сантоша Мишры (Santosh Mishra). Недавно ученые определили белок, который служит «включателем» аллергического зуда, а также рецептор нейронов, с которым он связывается. Об этом они сообщают в статье, опубликованной в журнале Cell Reports.

Речь идет о белке периостине (OSF-2), который действует в межклеточном пространстве эпителия, участвуя в миграции и взаимодействии между его клетками. Благодаря этому периостин исключительно важен для медицины: в своей прямой роли он полезен для восстановления поврежденных тканей, а при различных нарушениях связан с целым рядом заболеваний, включая рак и астму.

Молекулярный механизм аллергического зуда: схема. Цитокин TSLP и аллергены пылевых клещей запускают производство периостина, антиаллергический препарат кальципотриол блокирует его. Рецепторы αvβ3 связывают периостин и передают сигнал дальше — на спинномозговые узлы (DRG) и в центральную нервную систему / ©Mishra et al., 2020

Авторы провели эксперименты с линиями мышей, служащих лабораторными моделями атопического дерматита и реагирующих аллергией на множество различных факторов, включая присутствие домашних «пылевых клещей». И действительно, при таком воздействии в клетках кожи животных (кератиноцитах) производство периостина резко увеличивалось, и несчастные мыши мучительно чесались. Если же синтез периостина у них искусственно подавляли, зуда не наблюдалось.

Ученые показали, что белок связывается с рецептором αvβ3 на поверхности расположенных в коже чувствительных нейронов. «Периостин и его рецептор непосредственно связывают кожу с центральной нервной системой, — говорит Мишра. — Мы описали первый перекресток на пути развития экземы. Когда мы научимся его блокировать, то сможем избавить людей от зуда».

Эксперименты показали, что люди с высоким риском развития болезни Альцгеймера проявляют пониженную чувствительность к боли.

Операторы в Лаборатории реактивного движения NASA получили первый сигнал с Марса от революционного демонстратора технологий — первого вертолета, созданного для полетов на другом небесном теле. Дрон Ingenuity пока еще не отделился от марсохода Perseverance, но уже отчитался о том, что всего его ключевые системы работают, как и задумано.

NASA опубликовало на официальной странице в Twitter первые цветные снимки, сделанные аппаратом Perseverance. На них видно, как марсоход приближается к поверхности планеты и приземляется на нее.