11 января
15 424

Человеку впервые пересадили сердце генетически модифицированной свиньи

6.9

Спустя несколько дней после операции пациент — 57-летний мужчина из Мэриленда — чувствует себя хорошо, хотя говорить о стопроцентном успехе пока рано.

Хирурги за работой
Хирурги за работой / © Медицинский университет Мэриленда

Дэвиду Беннету, 57-летнему жителю штата Мэриленд (США), первому из людей пересадили сердце генетически модифицированной свиньи. Об этом сообщил BBC со ссылкой на хирургов из Медицинского центра при Университете Мэриленда, которые 7 января и провели новаторскую операцию.

Пациент страдал неизлечимой болезнью сердца, уже ходил с пересаженным клапаном, и трансплантация оказалась единственным выходом. Поскольку Беннету нельзя было пересадить сердце от человеческого донора или заменить его на искусственное, пришлось искать другой путь. В самом конце 2021 года Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов Соединенных Штатов выдало экстренное разрешение на операцию — первую в мире трансплантацию свиного сердца человеку. Процедура продлилась почти восемь часов.

Сейчас Беннет чувствует себя хорошо, первые 48 часов, которые считаются критическими, прошли без эксцессов, отметил доктор Бартли Гриффит, руководивший процессом. Мужчина все еще подключен к аппарату искусственного кровообращения, поддерживавшего его жизнь и до операции, но это, по словам врачей, нормально для реципиента. От аппарата Беннета могут отключить уже сегодня: новое сердце функционирует и выполняет большую часть своей работы.

Среди прочего медики следят, чтобы у пациента не проявились симптомы эндогенного ретровируса свиньи (PERV, Porcine Endogenous Retrovirus) — риск передачи есть, но считается низким. PERV — ретровирус C-типа, то есть онкогенный; он включен в геном свиньи и передается по вертикали путем наследования. Эндогенные ретровирусы — «остатки» древних вирусных инфекций у свиней и других видов млекопитающих. Обычно они не бывают инфекционными у видов-хозяев, но могут стать таковыми у видов-реципиентов. Первый случай заражения PERV клеток человека in vitro зафиксировали в 1997 году.

Несмотря на риски, Беннет настроен серьезно. «Либо умереть, либо сделать пересадку, — говорил он перед операцией. — Я хочу жить, это мой последний выбор».

Ксенотрансплантация, или межвидовая трансплантация — пересадка органов, тканей или клеточных органоидов от организма одного биологического вида к другому — имеет долгую историю, а попытки использовать кровь и кожу животных насчитывают сотни лет. В 1960-х почки шимпанзе пересадили нескольким людям, но в лучшем случае реципиенту удавалось прожить девять месяцев. В 1984 году в медицинском центре Университета города Лома-Линда (Калифорния) Леонард Бейли провел трансплантацию сердца бабуина младенцу по имени Бэби Фэй, появившемуся на свет с синдромом гипоплазии левых отделов сердца. Увы, у девочки началось отторжение, и спустя 20 дней она умерла из-за почечной недостаточности.

Доктор Бартли Гриффит со своим пациентом Дэвидом Беннеттом /  © AP Photo

Считается, что органы свиней легче выращивать (по сравнению с приматами), к тому же они достигают размеров органов взрослого человека за полгода. Поэтому в наши дни людям пересаживают клапаны сердца этих животных, а в некоторых случаях диабетики получают клетки их поджелудочной железы. Что касается кожи свиней, то и ей нашли применение — в качестве временного трансплантата для пациентов с ожогами.

Благодаря редактированию генома и методам клонирования ученым удалось получать органы генетически модифицированных свиней: преимущество в том, что риск отторжения человеческим организмом в таком случае ниже. Во время испытаний исследователи из Университета Мэриленда уже пересаживали сердца свиней приматам, но до недавних пор проводить операции с участием людей-реципиентов опасались.

Сердце, которое заменило Беннету его родное, взяли от свиньи, пережившей десять генетических модификаций. Животное предоставила компания Revivicor. Ученые «отключили» четыре гена, в том числе один, ответственный за агрессивную реакцию отторжения. Еще шесть генов человека, напротив, добавили: за счет этого орган сделали более толерантным к иммунной системе пациента. Ген роста инактивировали, так что сердце не продолжит увеличиваться в размерах после операции.

Пересадка Беннету состоялась всего через несколько месяцев после того, как хирурги из больницы N.Y.U. Langone Health в Нью-Йорке успешно трансплантировали почку генетически модифицированной свиньи человеку с мертвым мозгом. Его организм функционировал за счет системы жизнеобеспечения. В ноябре процедуру повторили.

12 января