Медики создали «матрицу» для регенерации сетчатки — Naked Science

Медики создали «матрицу» для регенерации сетчатки

4.5

Новая биосовместимая подложка позволяет выращивать сетчатку, словно матрицу фотокамеры, — из «пикселей», содержащих отдельные рецепторы.

Фоторецепторы, выращенные в «пикселях» подложки
Фоторецепторы, выращенные в «пикселях» подложки / ©Ma Lab, UW–Madison

Деградация сетчатки (макулодистрофия) — одна из основных причин ослабления и потери зрения, в том числе с возрастом. Этот процесс связан с гибелью клеток-фоторецепторов, поэтому один из перспективных подходов к лечению таких заболеваний состоит в том, чтобы запускать их регенерацию, получая новые клетки из стволовых. Большой шаг в этом направлении сделали ученые из Университета Висконсина в Мэдисоне, статья которых опубликована в журнале Science Advances.

Однако вырастить новые фоторецепторы недостаточно: необходимо получить целостную ткань сетчатки с ее сложной структурой. Для этого применяют специальные подложки — материалы, дающие клеткам опору и позволяющие правильным образом направить и распределить их в пространстве. Новая такая подложка сделана из прочного, но биосовместимого и биоразложимого полиглицеролсебацината, который распадается в организме за несколько месяцев.

Структура новой подложки под микроскопом / ©Ma Lab, UW–Madison

Его структура состоит из отдельных кубических «пикселей», словно матрица фотокамеры, в отдельные «ячейки» которой помещаются фоторецепторы. Ученым удалось добиться правильного расположения в ней порядка 300 тысяч отдельных клеток. Кроме того, на противоположной стороне подложки предусмотрены цилиндрические поры. Благодаря этому клетки после пересадки могут образовывать связи с нижележащими тканями.

Проверки новой системы на клеточных структурах прошли успешно, и теперь ученые планируют перейти к тестированию на животных. «Вообще, результаты весьма вдохновляющи и важны, — говорит Чжэньцян Ма (Zhenqiang Ma), один из авторов работы. — Как только мы разобрались с технологией получения (подложки. — Прим. ред.), стало очевидна возможность массового производства, и коммерциализация должна пройти легко».