Кожу генетически модифицированной свиньи впервые применили для лечения ожогов у человека — Naked Science
15.10.2019

Новая технология XenoSkin может облегчить уход за пациентами с ожогами второй и третьей степени.

Свиньи

Когда человек получает сильный ожог, на место раны необходимо экстренно наложить временное защитное покрытие. В современной медицине для этого чаще всего используют аллотрансплантат кожи умершего человека: он помогает защитить рану от инфекций, потери жидкости и потенциально смертельных осложнений.

Затем аллотрансплантат удаляют, и на поврежденный участок пересаживают кусок кожи самого пациента с другой части тела. К сожалению, аллотрансплантатов в больницах порой не хватает, кроме того, они могут много стоить.

Именно с учетом этого ученые из Массачусетской больницы общего профиля (MGH) еще в 1990-х вывели генетически модифицированную линию свиней. У этих животных отсутствует ген, который присутствует у обычных свиней, но не у людей, — это позволяет их кожным трансплантатам быть менее чужеродными для иммунной системы человека.

Позже эту технологию использовала компания XenoTherapeutics: ее специалисты разработали трансплантаты кожи, известные как Xeno-Skin. И теперь хирург из MGH Джереми Говерман впервые пересадил один из этих «ксенотрансплантатов» человеку, пишет издание Medical Xpress.

Xeno-Skin размером пять на пять сантиметров поместили на ожог рядом с более крупным обычным аллотрансплантатом и закрепили с помощью хирургических скоб и марлевых повязок на пять дней.

В результате исследования медики выяснили, что оба кожных покрытия были идентичны по внешнему виду и одинаково хорошо защищали рану. Как отмечают ученые, важно то, что при пересадке кожи никакие эндогенные ретровирусы свиньи не передавались человеку, хотя ранее именно это было проблемой, которая мешала трансплантировать живые ткани или органы от свиней людям.

«Этот небольшой шаг, который мы совершили, стал результатом огромного количества часов, целых десятилетий исследований во множестве областей, включая трансплантационную биологию, иммунологию и генную инженерию, — подчеркнул Говерман. — Кроме того, быстрое развитие технологии редактирования генов открывает новый путь для использования генетически модифицированной кожи свиньи, которая не отторгается человеком и представляет собой следующую главу в плане ухода за пациентами с ожогами».