04.10.2021
Мария А.
12 275

Обнаружена связь между бактериями полости рта и раком кишечника

4.4

Ученые из Ирландии, Великобритании и США выявили корреляцию между присутствием определенного типа бактерий полости рта, обнаруженных в опухолях, и распространением рака кишечника.

Злокачественное новообразование толстого кишечника — злокачественная опухоль толстой кишки и ее придатка — червеобразного отростка / © Getty Images / Автор: Андрей Чернов

Колоректальный рак (в более широком смысле — рак кишечника) имеет один из самых высоких показателей заболеваемости и смертности среди других онкопатологий: десять процентов впервые диагностированных случаев рака приходятся именно на него. Ранее исследователи показали, что в развитии опухолей ключевую роль играет состояние микробиома кишечника — совокупности всех микроорганизмов, колонизирующих биотоп.

Авторы новой работы — ученые из Королевского колледжа хирургов в Ирландии, Школы медицины, стоматологии и биомедицинских наук при Королевском университете в Белфасте (Великобритания) и Центра исследования рака Фреда Хатчинсона в Сиэтле (Вашингтон, США) — выяснили, что бактерии Fusobacterium nucleatum более распространены в опухолевой ткани по сравнению с прилегающей слизистой оболочкой. Их выводы представлены в статье, опубликованной в журнале Gut.

Fusobacterium nucleatum — фузобактерии, преобладающие среди остальных сотен видов бактерий зубного налета. Вместе с Prevotella intermedia, Parvimonas micra составляют «оранжевый» пародонтальный микробный комплекс.

Ученые проанализировали образцы 140 жителей Северной Ирландии с раком на второй-третьей стадиях и 605 пациентов из Атласа ракового генома — международного проекта, который систематизирует данные о генетических мутациях, приводящих к возникновению онкологических болезней. Нагрузку фузобактерий определяли методом ПЦР в реальном времени после резекции опухолей. В итоге Fusobacterium nucleatum выявили у 101 из 140 (72 процента) человек из первой группы и у 558 из 605 (92 процента) участников второй группы.

Фузобактерии оказались связаны с патогенезом колоректального рака, прогрессированием и ответом на лечение: они инфицировали опухоли, меняя поведение их клеток и предоставляя путь к распространению в другие органы.

«Мы наблюдали более особую распространенность Fusobacteriales у пациентов с микросателлитными нестабильными опухолями. Высокие уровни Fusobacteriales были связаны с плохим прогнозом именно в подгруппе пациентов с мезенхимальными опухолями, но не с другими молекулярными подтипами», — пишут исследователи.

По мнению ученых, единого подхода к лечению онкопациентов с Fusobacteriales и не может быть, хотя применение антибиотиков in vivo замедлило рост новообразований. Стоит помнить, что использование таких препаратов больными с инфицированными фузобактериями опухолями ограничено, так как Fusobacteriales проникают глубоко в опухолевые, иммунные и эндотелиальные клетки, где адаптируются и сохраняются. К тому же длительный прием антибиотиков чреват дисбактериозом кишечника — это может повлиять на развитие и исход заболевания. Поэтому авторы исследования рекомендуют медикам предоставить пациентам возможность проходить скрининг на бактерии полости рта и молекулярное субтипирование опухолей, чтобы вовремя диагностировать такие состояния.