20.02.2020

Ученые призвали не верить фейкам о лабораторном происхождении коронавируса

5.9

Международная группа ученых выпустила заявление, в котором решительно осудила все конспирологические версии того, что коронавирус, вызывающий заболевание Covid-19, синтезировали в лаборатории.

Одно из изображения нового коронавируса, полученное с помощь просвечивающего электронного микроскопа учеными из Лаборатории Скалистых гор (RML) Национального института аллергии и инфекционных заболеваний (NIAID) / © NIAID
Одно из изображений нового коронавируса, полученное с помощь просвечивающего электронного микроскопа учеными из Лаборатории Скалистых гор (RML) Национального института аллергии и инфекционных заболеваний (NIAID) / © NIAID

Группа ученых и экспертов в сфере здравоохранения из Германии, Нидерландов, США и других стран выпустила официальное заявление, в котором опровергла распространяющиеся по миру слухи о том, что вирус, вызывающий коронавирусное заболевание 2019 года, был намеренно синтезирован в лаборатории.

«Мы, ученые в области общественного здравоохранения, которые внимательно следили за появлением болезни Covid-19 и глубоко обеспокоены ее влиянием на здоровье и благополучие людей во всем мире. Мы наблюдали за тем, как ученые, специалисты в области общественного здравоохранения и медицинские работники Китая, в частности, усердно и эффективно работали над тем, чтобы быстро выявить возбудителя этой вспышки, предпринимали меры по снижению его воздействия и открыто делились своими результатами с глобальным сообществом. <…> Мы подписываем это заявление в знак солидарности со всеми учеными и медицинскими работниками в Китае, которые продолжают спасать жизни и защищать здоровье. <…> Мы стоим вместе с нашими китайскими коллегами <…> против этой новой угрозы. <…> Быстрое и открытое распространение данных об этой вспышке сейчас находится под угрозой из-за слухов и дезинформации о происхождении [вируса].

Мы все решительно осуждаем теории заговора, предполагающие, что Covid-19 не имеет естественного происхождения. Ученые из разных стран опубликовали и проанализировали геномы возбудителя SARS-CoV-2, и они в подавляющем большинстве сделали выводы, что этот коронавирус возник в дикой природе, как и многие другие появляющиеся патогены. Это подтверждает также письмо от имени Национальной академии наук, инженерии и медицины США, а также научных сообществ, которые она представляет. Теории заговора создают только страх, слухи и предубеждения, которые ставят под угрозу наше глобальное сотрудничество в борьбе с этим вирусом. Мы поддерживаем призыв гендиректора ВОЗ содействовать распространению научных данных и быть едиными против дезинформации. Мы хотим, чтобы вы, специалисты в области науки и здравоохранения Китая, знали, что мы поддерживаем вас в вашей борьбе с этим вирусом».

В конце обращения представители научного сообщества призывают каждого желающего подписать петицию против распространения фейков о вспышке Covid-19. На момент публикации этой новости заявление подписали более двух тысяч человек.

Множащиеся слухи о том, что вирус, от которого умерли 2129 пациентов, создали специально при проведении лабораторных опытов над животными, ранее пытались опровергнуть и в Уханьском институте вирусологии. Учреждение заявило, что сплетни не только не имеют никаких авторитетных научных подтверждений, но и плохо отразились на сотрудниках.

«Распространились ложные слухи относительно нашей лаборатории о том, что „вирус был создан искусственно“, что „вирус просочился из лаборатории P4, которая находится под контролем военных“, о том, что „научный сотрудник умер от коронавируса“, о том, что „научный сотрудник был первым заболевшим“ и другие сплетни. <…> Оглядываясь на этот месяц огромных усилий, сделанных нами, мы можем сказать, что наша совесть чиста», — заявили представители института.

Медперсонал в защитных костюмах в больнице города Ухань в китайской провинции Хубэй / © REUTERS/China Daily

Кроме того, официальный представитель китайского Министерства иностранных дел Гэн Шуан на брифинге 20 февраля обратился к международному сообществу с призывом бороться с теориями заговора по поводу Covid-19.

«Народ Китая ведет войну против нового коронавируса и несет ответственность не только за себя, но и за обеспечение безопасности общественного здравоохранения в мире. В то же время некоторые люди и средства массовой информации либо ввиду дурных намерений, либо из-за невежества делают сенсационные заявления. <…> Глава ВОЗ неоднократно заявлял, что нет доказательств того, что коронавирус нового типа был выведен в лаборатории или является результатом производства биологического оружия. Мы боремся не только с вирусом, но и с теориями заговора», — сказал представитель МИД.

За полтора месяца борьбы с эпидемией в КНР ученые не только расшифровали и выложили в открытый доступ полный геном вируса, но и досконально изучили его в лабораториях. Так, ранее американские исследователи опубликовали новые снимки капсидов коронавируса и обратили внимание на то, что по своей структуре он напоминает зоонозные ближневосточный респираторный синдром (MERS), случаи которого встречались в разных странах с 2012 по 2015 год, и атипичную пневмонию (SARS) в 2002-2003 годах.