Домашние животные не должны питаться, как мы
Почему?
06.05.2017
Редакция Naked Science
1
260

Герои превзошли злодеев в допустимости зла

Исследователи из Университета штата Нью-Йорк в Буффало показали, что внешность персонажа связана с оценкой его моральных качеств, а положительное отношение к антагонистам более устойчиво, чем к злодеям.

103727
©Wikipedia

Понимание того, как человек воспринимает персонажей художественных произведений, важно для психологии и искусства. Согласно теории моральных санкций, базовое отношение к героям формируется на основе субъективной оценки их поведения по критериям одобрения или неодобрения. В 2004 году эту модель расширил специалист в области массовых коммуникаций Артур Рани (Arthur A. Raney): по его мнению, еще до активности действующих лиц на диспозицию зрителя могут влиять архетипы, например характерная внешность (мясистый нос как признак гедонизма, бледная кожа как признак слабости). Умозрительно эти гипотезы успешно интегрированы, но эмпирически изучены недостаточно.

 

Собственно моральная оценка персонажей, как предполагается, восходит к пяти аспектам: забота, справедливость, авторитет, лояльность и невинность. Каждый из них ассоциируется с определенным типом поведения. Так, насилие отрицает заботу, а предательство — лояльность. Помимо этики, зритель анализирует личность действующего лица по таким параметрам, как сердечность, компетентность и двойственность. Прошлые работы показали, что в восприятии большинства людей антагонисты лучше соответствуют всем аспектам морали, а также отличаются сердечностью и постоянством. Вместе с тем героев и злодеев, в соответствии с экспериментами, объединяет высокий уровень компетентности.

 

Стимульные образцы героя (слева) и злодея (справа) / ©Matthew Grizzard et al., Communication Research, 2017

 

Чтобы проверить модель формирования диспозиции, американские ученые провели три эксперимента. На первом этапе 261 испытуемый должен был оценить мораль и личность героя или злодея по внешности. При подготовке стимульного материала авторы сгенерировали персонажа онлайн-игры EVE Online, после чего придали ему «хорошие» или «плохие» черты. Антагонист имел каштановые волосы, пиджак более светлого оттенка и дружелюбное лицо, а в роли протагониста выступил брюнет со шрамом, брови которого сводились к переносице. Результаты подтвердили, что герой воспринимался участниками как более нравственный, сердечный и менее двуличный, тогда как компетентность не отличала его от злодея.

 

Поскольку в рамках повествования антагонист и протагонист часто формируют общие сюжетные линии, во втором эксперименте ученые выяснили, как персонажи воспринимаются не изолированно, а совместно. Для этого 75 другим испытуемым предъявляли стимулы в разных последовательностях: сперва героя и затем злодея или наоборот. Итоги опроса полностью соответствовали первому этапу, причем антагонист оценивался как значительно менее двуличный, когда следовал за протагонистом, а показатель последнего варьировался. Наконец, авторы изучили влияние на оценку поступков. После теста на одном из них 130 добровольцев читали историю с участием персонажей и повторяли оценку.

 

Объединенная модель восприятия персонажа / ©Matthew Grizzard et al., Communication Research, 2017

 

Основой для историй с персонажами послужила описательная версия мысленного эксперимента «проблема вагонетки». Согласно условиям, он ставит участника перед этическим выбором: сохранить направление движения неуправляемой вагонетки и в результате убить пять человек или переключить стрелку и убить одного человека. В разных версиях сценария роль испытуемого выполнял антагонист или протагонист, которые переключали стрелку (в данной работе рассматривалось как более моральное поведение) или не меняли направление вагонетки (менее моральное). Анализ показал, что переключение стрелки повысило нравственность злодея в глазах добровольцев, тогда как отказ от этого слабо изменил оценку героя.

 

По мнению ученых, эти данные подтверждают расширенную модель формирования диспозиции Рани. Примечательные выводы позволяет сделать третий этап исследования. Так, моральные поступки, по-видимому, в большей степени влияют на восприятие антагониста, чем протагониста, — примером такой переоценки может служить персонаж серии книг о Гарри Поттере Северус Снейп. Вместе с тем аморальное поведение меньше отражается на представлении о действующем лице, которое первоначально было отнесено к героям: в частности, по словам создателя сериала «Во все тяжкие» Винса Гиллигана, зрители не перестали симпатизировать Уолтеру Уайту по мере развития сюжета вопреки ожиданиям команды проекта.

Статья опубликована в журнале Communication Research.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
6 часов назад
Оксана Шолохова

Ученые показали, что ограничения движения негативно влияют на творческое мышление.

Позавчера, 18:14
Илья Ведмеденко

В России завершили заводские испытания малого ракетного корабля проекта 22800. Его построили для Черноморского флота. Такие МРК несут широкий набор вооружений, включая универсальный ракетный комплекс с «Калибрами».

Позавчера, 12:55
Василий Парфенов

Один из основных приборов готовящегося к полету аппарата Europa Clipper получил «первый свет» — так называют первое включение инструмента в рабочем режиме. Инфракрасная камера E-THEMIS в качестве теста работоспособности сделала панораму города Темпе в штате Аризона. «Космический глаз» межпланетного зонда запечатлел земной урбанистический пейзаж за два года до начала миссии и за целых восемь лет до прибытия в систему Юпитера.

6 часов назад
Оксана Шолохова

Ученые показали, что ограничения движения негативно влияют на творческое мышление.

Позавчера, 18:14
Илья Ведмеденко

В России завершили заводские испытания малого ракетного корабля проекта 22800. Его построили для Черноморского флота. Такие МРК несут широкий набор вооружений, включая универсальный ракетный комплекс с «Калибрами».

10 января
Алиса Гаджиева

Два шлема с рогами, которые были единственным археологическим подтверждением мифа о том, что воины Северной Европы носили на головах эти сомнительные изделия, относятся к бронзовому веку.

26.12.2021
Александр Березин

Российская тяжелая ракета имеет все шансы взлететь после Starship, хотя ее начали создавать на 20 лет раньше, да и по параметрам она радикально уступает детищу Илона Маска. Попробуем разобраться, почему любая попытка создать классическую ракету в наши дни — пустая трата времени и средств. А заодно дать ответ на вопрос, какую космическую ракету на самом деле стоит создавать России.

12 января
Алиса Гаджиева

Дополнительное исследование вулканических пород формации Кибиш в Эфиопии изменило датировку найденных там костей Homo sapiens.

19.12.2021
Александр Речкин

Корпорация Илона Маска с 2012 года разрабатывает космический корабль, который может изменить правила игры в космической отрасли. Starship, как его называют, должен стать многоразовой транспортной системой, способной доставить на Красную планету до 100 человек за раз.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий

-
0
+
А мне всегда злодеи нравились .
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: