15.09.2020
Мария Кривоченко
6 519

Ученые рассказали, как мозг искажает восприятие времени

2.7

Они обнаружили, что чувствительные ко времени нейроны постепенно изнашиваются и искажают восприятие. Из-за этого людям начинает казаться, что в одни моменты время летит, а в другие — тянется бесконечно.

Корреляция между величиной искажения времени и изменением активности надкраевой извилины / © JNeurosci 2020

Японские исследователи из Национального института здоровья провели серию экспериментов с группой добровольцев. Они предложили 18 здоровым взрослым людям решить задачи, связанные со сравнением временных отрезков. Сначала испытуемым показывали «визуальный адаптер» — серый круг — 30 раз подряд в течение определенного промежутка времени (это назвали «визуальной адаптацией»), а затем — тестовое изображение: серый крест или белый шум на экране. После этого нейрофизиологи просили участников оценить время, в течение которого те смотрели на обе картинки. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Neuroscience.

Опытов было несколько. Ученые выяснили, что после каждой визуальной адаптации испытуемые неверно определяли время, в течение которого они смотрели на тестовое изображение. Если период адаптации был длинным, они недооценивали его, а если коротким — переоценивали.

Во время экспериментов ученые измеряли мозговую активность добровольцев с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ). Им удалось обнаружить, что нейроны надкраевой извилины теменной доли мозга чувствительны ко времени. При воздействии повторяющихся раздражителей они могут изнашиваться, от чего работают медленнее, в то время как нервные клетки других областей продолжают нормально функционировать. В итоге созданный дисбаланс искажает восприятие времени человеком. Также исследователи заметили, что нейроны надкраевой извилины реагируют на каждый сигнал и начинают «утомляться». Далее, чем больше «устают» клетки, тем сильнее оно меняется.

«У людей есть органы чувств, предназначенные для восприятия света или звука, но нет никакого конкретного органа для восприятия времени», — объяснил соавтор исследования Масамити Хаяши. — Это значит, что чувство времени, вероятно, является результатом нашей мозговой деятельности».

Хаяши подчеркнул, что открытие их команды стало «только первым шагом» к полному пониманию нейронных механизмов, ответственных за субъективное восприятие времени, но из него уже можно сделать несколько практических выводов.

Например, оно объясняет, почему людям кажется, что в одни периоды время летит, а в другие — тянется бесконечно, и показывает, что людям не всегда стоит доверять субъективному восприятию времени, особенно если им до этого приходилось иметь дело с повторяющимися стимулами. Кроме того, авторы исследования считают, что в будущем ученые смогут манипулировать им, стимулируя нейроны.