Рунет подхватил утку об облаке спирта в космосе

Рунет подхватил утку об облаке спирта в космосе

Российская газета, МИР 24 и Утро.ру подхватили утку об обнаружении облаков спирта в космосе

space_alcohol

10 сентября в 01:37 по Москве на сайте AstroNews появилась заметка с заголовком «В космосе присутствуют облака из спирта». Стоит заметить, что появилась она в разделе «Новости космоса». В материале рассказывается о том, что в 6500 световых годах от нас в области, известной как W3(OH), находится облако из спирта. Нигде в статье не говорится о том, что астрономы что-то обнаружили. Да и не выглядит «новость» как новость – скорее как обзорная статья, констатация уже известного. Даже источник у материала отсутствует.

В 04:05 сайт InFuture написал аналогичную заметку, уже с более подробной информацией – видно, что независимо от AstroNews, но из одного и того же (опять же неупомянутого) источника. Даже стилистика текста похожая – «новость» не похожа на новость, начинаются материалы почти с идентичного предложения.

И вот тут, начиная с раннего утра, по Рунету пошла цепная реакция. СМИ одно за другим начали писать об «облаке спирта», ссылаясь в основном на InFuture. В 10:21 о W3(OH) написала Российская газета, через час – Мир24, затем Утро.ру.

Постепенно заголовок «Ученые обнаружили в космосе гигантское облако спирта» вошел в Топ «Яндекса», а количество распространивших эту информацию СМИ достигло 70.

Но почему же, все-таки, это не новость?

А вот почему. О том, что регион звездообразования, известный как область W3(OH), может обладать алкогольными облаками газа, стало известно как максимум в 1970-м году, как минимум – в 2006-м году, когда британские астрономы зафиксировали там излучение астрофизических мазеров.

То, что написали AstroNews и InFuture, является, судя по тексту, переводом статьи, выложенной 9 сентября на англоязычном научно-популярном сайте Phys.org. Эта статья в свою очередь была скопирована с сайта One Universe at a Time, а именно из материала «Proof» под авторством Брайана Коберлейна (Brian Koberlein).

В этой обзорной, а не новостной статье рассказывается как раз о подтверждении существования астрофизических мазеров в области W3(OH). Также в ней дается то же изображение W3(OH) с картой мазеров, которое было опубликовано в исследовании 2006-ого года.

Получается, обзорную статью восприняли как новость, перевели и выложили ее тоже – как новость. Из этого и родился заголовок «Ученые обнаружили в космосе гигантское облако спирта».