Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
05.01.2022
4 962

В Англии ищут след сокровищ Саттон-Ху

3.9

Археологи обнаружили англосаксонское поселение, которое, скорее всего, имеет отношение к знаменитому корабельному погребению.

Шлем из некрополя Саттон-Ху / ©British Museum

Во время раскопок около Рэндлшема (графство Саффолк, Великобритания) археологи нашли деревню, возраст которой, по предварительной оценке, не менее 1400 лет. Такие поселения не редкость на востоке Англии, но свежеоткрытое находится менее чем в пяти километрах от знаменитого курганного некрополя Саттон-Ху. И исследователи считают, что есть прямая связь между этими двумя археологическими памятниками.

Напомним, некрополь Саттон-Ху начали раскапывать по инициативе владелицы участка в 1938-1939 годах. И произошло это отнюдь не из-за страсти английской дамы к археологии: после смерти мужа она увлеклась спиритизмом и полагала, что предметы из погребений могут быть ей полезны. Сама Эдит Притти копать курганы не хотела и обратилась за помощью в Ипсвичский музей, где ей посоветовали просить о помощи археолога-любителя (музей не заинтересовался перспективой). В итоге Бэзил Браун, археолог-самоучка, сделал, возможно, самое важное открытие в истории Англии.

Раскопки англосаксонского поселения в нескольких километрах от Саттон-Ху / ©Suffolk County Council

Он нашел в кургане след от закопанного корабля с богатейшим погребальным инвентарем. Потом к Брауну присоединились профессиональные археологи из Кембриджского университета. В итоге они обнаружили не имеющее на территории Великобритании аналогов корабельное погребение. Датировка его — VI-VII века нашей эры. Сам корабль длиной около 30 метров не сохранился, только его отпечаток в почве. Не было и останков похороненного человека, из-за чего появилась гипотеза, что Саттон-Ху — кенотаф. Но мы не знаем примеров кенотафов со столь богатыми дарами. Так что, скорее всего, кости просто полностью разрушились — окружающая почва очень кислая.

Украшенные золотом меч и щит, драгоценные филигранные пряжки, уникальный шлем, кошель с монетами Меровингов — крайне неполный список находок из кургана. Сам погребальный обряд явно был нелегким: представьте, сколько усилий требуется, чтобы пронести по суше 30-метровый корабль и закопать его. Очевидно, погребенный в Саттон-Ху был человеком непростым. Существует предположение, что там похоронили Редвальда из династии Вуффингов, правителя королевства Восточная Англия, существовавшего на землях современных Саффолка и Норфолка в VI-X веках. Но никаких доказательств этой гипотезы пока нет.

Открытие Саттон-Ху перевернуло представление историков о раннесредневековой Англии. В начале прошлого века считали, что англосаксонские королевства были, мягко говоря, отсталыми. В V-VI веках англосаксы завоевали Англию, образовали свои королевства — и ученые полагали, что такой процесс обязательно сопровождался варваризацией, сокращением торговых связей, сжатием денежной массы, усилением значения натурального хозяйства и — обычно — сокращением сложной обрядовой деятельности. Находки в Саттон-Ху это представление перечеркнули. Часть предметов, обнаруженных в кургане, имела иноземное происхождение — вплоть до Византии. Но многие явно изготовили на месте. А вот где?

Возможно, новое открытие даст ответ на этот вопрос. Во время недавних раскопок в Рэндлшеме археологи нашли не только остатки обычных жилых домов, но и строения, которые, вероятно, играли роль мастерских. Расплавленные металлические фрагменты и шлак, обнаруженные там, свидетельствуют о том, что рабочие занимались кузнечным делом и изготавливали предметы из медного сплава.

Римская монета, найденная на раскопках в Рэндлшеме / ⒸSuffolk County Council

Среди других артефактов, найденных в Рендлшеме, — веретена и ткацкие станки, использовавшиеся в прядении и ткачестве, а также предметы одежды и украшения, такие как брошь и пряжка из медного сплава. Там также обнаружили глиняные сосуды для приготовления и хранения пищи и кости зарезанного крупного рогатого скота, овец и свиней. Посуда представляет особый интерес: в кургане в Саттон-Ху также находились глиняные сосуды, а анализ новых находок и сравнение их со старыми может дать любопытную информацию.

Надо отметить, что в 2008-2014 годах в этом же графстве Саффолк археологи раскопали остатки крупного сооружения, которое посчитали дворцом королей Восточной Англии. Если это так, то найденные сейчас мастерские находились практически в центре королевства и их работники вполне могли обеспечивать нужды правителей страны — в том числе изготавливать то, что потом входило в погребальные дары.