02.12.2020
12 150

Выдвинута новая версия о назначении палеолитических Венер

4.5

Знаменитые фигурки женщин, древнейшие из которых датируются более чем 30 тысячами лет назад, с давних пор служат объектом научных споров: неясно назначение этих предметов. Американские ученые выдвинули еще одну гипотезу.

Венера Виллендорфская / ©Getty images

Исследование опубликовано в журнале Obesity. Палеолитические Венеры — небольшие фигурки, вырезанные из кости, рога, некоторые сделаны из камня или глины, от четырех до 25 сантиметров в высоту. Находят их в основном в Европе, хотя область распространения этих предметов доходит до озера Байкал.

Как правило, они изображают женщин, причем довольно полных или даже беременных, отчего ученые полагают, что фигурки могли относиться к культу плодородия. Но судить доподлинно об их назначении, увы, невозможно. Некоторые из палеолитических Венер, наоборот, стройные, а порой они даже изображают мужчин. Еще одну версию их назначения выдвинули ученые из Университета Колорадо (США).

Расположение фигурок Венер, найденных в ледниковых зонах / ©onlinelibrary.wiley.com

Они измерили соотношение талии, бедер и плечей фигурок и сравнили эти данные с местами, где их обнаружили. Выяснилось, что наиболее тучные Венеры «базировались» в холодных регионах — находившихся ближе всего к ледникам. Таким образом, ученые предположили, что фигурки могли олицетворять идеализированный образ женского тела в подобных условиях.

Кстати, именно полных женщин сегодня считают каноном красоты в наиболее бедных, голодающих регионах планеты — например, в Индии или в некоторых странах Африки. Оно и понятно, ведь в условиях нехватки пищи запас жира служит гарантией того, что женщина сможет выносить и родить ребенка.

Вероятно, с изменением климата и, как следствие, нехваткой ресурсов символом изобилия и безопасности для наших предков и могла стать «тучная Венера»: это был некий идеал телосложения для суровых условий ледникового периода. Ученые уверены, что эти статуэтки соответствуют временным отрезкам наиболее экстремального пищевого стресса.

Поэтому Венеры могли быть неким фетишем или сакральным оберегом, который защищал женщину во время вынашивания потомства, родов и кормления грудью. Известно, что многие из фигурок носили на теле (например, на шее) — они имеют следы сильного износа. По мнению исследователей, это может свидетельствовать о том, что статуэтки передавали по наследству — от матери к дочери — в надежде получить желаемую массу тела.