25 марта

В Средние века защитой от мошенников служил пергамент из овчины

4.8

Ученые показали, что овчину в средневековой Англии могли использовать в качестве основы для юридических документов. Это было необходимым условием для защиты от мошенников.

Исследуемые документы / ©heritagesciencejournal.springeropen.com

Работа опубликована в журнале Heritage Science. «Исторические правовые акты — один из самых богатых ресурсов британских архивов, вместе с тем — один из самых забытых», — пишут авторы в своей статье. Об их создании и использовании правда известно очень мало. При этом большинство подобных актов были написаны на шкурах животных: к таковым, например, относятся документы, касающиеся владения недвижимостью. Несмотря на распространенность бумаги в более поздние времена, важные юридические документы продолжали писать именно на шкурах.

Ученые из Эксетерского, Йоркского и Кембриджского университетов (Великобритания) провели идентификацию 645 таких пергаментов временного периода — от XVI до XX века. И выяснили, что абсолютное большинство (96,4 процента) было написано на овчине. На это указывает анализ белков (масс-спектрометрия), взятых из образцов. Более ранние исследования при этом показали, что в поддельных документах использовали шкуры самых разных животных. По мнению авторов статьи, этот факт указывает на то, что овчина имела какое-то важное значение для юридических актов тех времен.

Структура овчины и слои, обычно присутствующие в пергаменте / ©heritagesciencejournal.springeropen.com

Одна из причин, впрочем, может быть банальной: такой вид «бумаги», вероятно, был наиболее актуальным в связи с большой распространенностью овец по сравнению с козами и коровами в средневековой Англии. Но главное — ученые выяснили, что правовые акты писали на овечьих шкурах, предположительно, вследствие особой структуры такого материала и его обработки. Об этом свидетельствуют отрывки текстов XII и XVII веков.

Дело в том, что в процессе выделки овчины и удаления из нее жира материал начинает слоиться. При подделке документов со шкуры просто соскребали написанное острым предметом, например ножом. Однако с пергаментом из овчины этот номер не пройдет, поскольку при соскребании он начнет расслаиваться, что сделает подделку заметной.

Научная журналистка Шеннон Стирон в своей статье в журнале LONGREADS рассказывает о поисках следов темной энергии (о проекте DESI), тепловой смерти Вселенной и своем визите на телескоп Mayall в Китт-Пик.

Китайские ученые описали Terropterus xiushanensis — древнейшего ракоскорпиона, который жил на территории суперконтинента Гондвана и был в числе главных хищников морской экосистемы раннего силура.

Ученые из Бразилии выяснили, что от естественных причин умер лишь каждый четвертый император Римской империи, участью остальных была насильственная смерть. А еще они узнали, что риск погибнуть раньше времени был максимально высок сразу после того, как правитель взошел на трон, и спустя 13 лет его правления.