08.07.2021
2 995

В расположении древних гробниц Судана рассмотрели звездные скопления

5.6

Ученые впервые применили космологический подход к археологическим памятникам, чтобы ответить на вопросы о расположении древних погребальных ансамблей на востоке Судана. Как выяснилось, захоронения там распределяются в соответствии с факторами окружающей среды и социальными, а их скопления напоминают звезды, движущиеся в гравитационном поле галактики как единое целое.

Джебель-Маман
Вид на Джебель-Маман / © Стефано Костанцо

Среди множества археологических памятников мира встречаются могильники, гробницы, курганы и так далее. Порой это не просто ингумация — практика захоронения тела покойного, — но и свидетельство общественного строя и культуры. В последние тысячелетия люди создали сложные погребальные ансамбли, повлиявшие на ландшафт и пейзаж, особенно хорошо они сохранилась в засушливых регионах, поскольку там, по сути, отсутствует растительность.

На одном из таких археологических памятников сосредоточили внимание авторы новой работы — ученые из Университета Востока в Неаполе (Италия), Школы истории, классики и археологии при Университете Ньюкасла (Великобритания) и Национальной корпорации древностей и музеев в Хартуме (Судан). Свое исследование, опубликованное в журнале PLOS One, они посвятили погребальным ансамблям Восточного Судана — от исламских гробниц современного народа беджа до древних курганов возрастом в тысячи лет. Регионы, близкие к долине Нил, традиционно изучены более полно, в отличие от территорий, далеких от этой реки. И до недавнего времени они оставались относительно неизведанными из-за в целом меньшего интереса со стороны ученых, а также отсутствия инфраструктуры.

Один из примеров — холмистый регион Кассала и пограничная зона Эритреи, где тысячи погребальных памятников служат неотъемлемой частью ландшафта. Некоторые из них известны как курганы — это простые возвышающиеся сооружения, встречающиеся на протяжении всей африканской доисторической эпохи и последующих времен. Те, что расположены в Восточном Судане, имеют неясное происхождение и датируются примерно первым тысячелетием. Другая категория памятников связана со средневековым исламом: такие впечатляющие и хорошо сохранившиеся гробницы известны как куббы — в панарабском мире под этим словом подразумевают исламские гробницы и святыни (обычно покрытые куполом).

(A-C) Примеры предгорных курганов; (D) Хорошо сохранившаяся двухэтажная кубба; (E-G) Вид на
скопление кубб вокруг Джебель-Мамана / © Стефано Костанцо

Хотя куббы в Кассале многочисленны, их происхождение и архитектурный стиль были предметом споров. Поначалу историки относили эти сооружения к древним представителям народа беджа, которые мирно приняли ислам, или же к рассредоточенным потомкам богатых жителей разрушенного города Бади. В последнее время некоторые ученые приписывают появление кубб к моменту завершения многовекового конфликта между арабскими горняками из Верхнего Египта и беджа, по итогу которого последние перешли в ислам.

Интерпретация и изучение таких погребальных ансамблей много значат. Пустыни в основном воспринимают как, очевидно, пустые места, но их археологические памятники — яркий след антропоцена. Целью нового исследования была всесторонняя интерпретация факторов, лежащих в основе генезиса и эволюции архитектурного ландшафта Кассалы. Ученые не стали рассматривать курганы и куббы как отдельные захоронения: они сосредоточились на их взаимоотношениях с физической и культурной географией региона в целом.

Команда собрала данные более чем о 10 тысячах погребальных памятников, разбросанных по площади свыше четырех тысяч квадратных километров и обнаруженных во время полевых работ, а также при помощи дистанционного зондирования с использованием спутниковых снимков.

«Археологические записи из поймы реки Гаш и долины Атбара позволяют предположить, что древние люди в этом регионе восходили к эпохе палеолита, а расцвет культур происходил, в частности, в голоцене. Сотни доисторических, протоисторических и более поздних археологических памятников расположены вдоль палеоканалов реки Гаш и у подножия изолированных скал. В течение голоцена люди, живущие там, постепенно отказывались от оседлого образа жизни, чему способствовал бывший в то время влажный климат, которые позволял возделывать земли, и переходили к полукочевому скотоводческому хозяйству. Древние письменные источники предполагают, что народ беджа заселил этот регион более чем 2000 лет назад. И они до сих пор ведут полукочевой образ жизни», — пишут ученые.

Спутниковые снимки, показывающие распределение погребальных памятников / © Стефано Костанцо

Расположение погребальных сооружений проанализировали, используя модель Неймана — Скотта — одну из наиболее влиятельных теорем теории группы перестановок, изначально разработанную для изучения пространственных структур звезд и галактик. Как оказалось, захоронения в Кассале сотнями группируются вокруг центральных, «родительских» точек, представляющих собой, судя по всему, более важные гробницы. Это напомнило ученым то, как звезды, имеющие общее происхождение, скапливаются вокруг центров гравитации и движутся в поле галактики как единое целое.

По мнению ученых, в целом расположение памятников определяет окружающая среда: если смотреть масштабно, то заметно, что они сосредоточены в регионах, где ландшафт более благоприятный и удобный для транспортировки строительных материалов. Но на меньших масштабах просматриваются социальные факторы: гробницы обычно строили поблизости от предыдущих построек, тем самым формируя, например, семейные захоронения.