05.04.2023
3 218

Кровавая Луна средневековых монахов прояснила причины малого ледникового периода

4.3

Обычно вулканическую активность минувших веков и тысячелетий определяют по составу образцов льда, взятых в Антарктиде, Гренландии или на высокогорных ледниках. Правда, такие методы работают не во всех случаях. Ученые предложили поискать следы неизвестных извержений в средневековых хрониках — и получили неожиданный результат.

Иллюстрации к описаниям лунных затмений в средневековых монастырских хрониках / ©Sébastien Guillet et al. / Автор: Наталья Федосеева

Одной из причин наступления малого ледникового периода (XIV-XVIII века) климатологи называют вулканическую активность, которая резко возросла в конце средневекового климатического оптимума (X-XIII века). В 2013 году группа ученых назвала конкретного виновника — вулкан Самалас на острове Ломбок (Индонезия), взорвавшийся в 1257 году.

Не все исследователи согласны с тем, что только извержение Самаласа привело к малому ледниковому периоду. Они полагают, что вулканическая активность возросла к XIII веку повсеместно. Вот только керны из ледовых шапок Земли эту активность не вполне подтверждали.

Во время малого ледникового периода похолодало так сильно, что стала замерзать Темза. Картина кисти Абрахама Хондиуса / ©wikipedia.org

В журнале Nature вышла работа группы ученых, которые для уточнения информации о вулканах обратились к не совсем привычному для климатологов источнику — средневековым хроникам. Но искали в них вовсе не описания извержений.

Средневековая Европа была не самым геологически активным местом. Извержения на планете обычно случались в тех местах, где не было монахов, которые смогли бы оставить их описания в хрониках. А вот Луну видели все — и монах из европейского скриптория, и арабский звездочет. Авторов нового исследования интересовали записи, рассказывающие о лунных затмениях.

Когда в конце Темных веков в руки европейских ученых попали знания древнегреческих и арабских астрономов, они смогли определять те затмения, которые были обусловлены небесной механикой, — иными словами, предсказывать их. В результате лунные затмения имели большое значение в жизни христианского общества. По некоторым из них определяли религиозные праздники, по другим — оптимальные моменты для тех или иных действий.

Понятно, что использовать в религиозной практике можно лишь предсказуемое явление. А вот если оно вдруг происходит, но никакого предсказания не было, то это выбивается из нормального течения жизни — и такое событие требуется объяснять (если не удается умолчать о нем). Традиционно непредсказанные затмения объясняли карой Божьей за какое-либо действие христиан. И это обязательно фиксировали в монастырских хрониках.

Также к признакам Божьего гнева относили изменение цвета Луны. Последнее долгое время вообще считали художественным вымыслом: кровавую Луну из монастырских манускриптов полагали подражанием соответствующего места из Откровения Иоанна Богослова. Сейчас известно, что цвет Луны для земного наблюдателя действительно мог меняться. И происходило это как раз в период извержения вулканов — даже находящихся далеко от Европы.

Дело в том, что при извержении в атмосферу планеты выбрасываются аэрозоли, которые блокируют солнечный свет и способствуют охлаждению поверхности. Но, кроме того, эти же аэрозоли меняют цвет спутника нашей планеты для наблюдателей с поверхности Земли. Едва ли они видели его «кроваво-красным», но вот красно-оранжевым — вполне вероятно.

Луну вот такого цвета могли видеть средневековые монахи / ©Giuseppe Donatello

Авторы работы изучили записи по 187 лунным затмениям, случившимся в 1100-1300 годах. Отделили те, которые объяснялись астрономическими причинами. Сравнили эти данные с анализом ледяных кернов, а также информацией по годовым кольцам деревьев за тот же период. Добавили данные из хроник, где описано изменение цвета Луны (то есть когда содержание аэрозолей в атмосфере повышалось). И выстроили хронологию цепочки извержений, произошедших в разных частях планеты в эпоху европейского Высокого Средневековья.

Пересмотренная хронология вулканической активности в XII-XIII веках / ©Sébastien Guillet et al.

Часть этих извержений соотносится с уже известными данными — например, извержение Самаласа в 1257 году, о котором мы упомянули выше. А вот шесть извержений пока «не опознаны». Предположительно, они произошли в 1108, 1171, 1182, 1230, 1276 и 1286 годах. Теперь нужна работа по поиску их следов.

Авторы считают, что новые данные помогают лучше понять причины средневекового похолодания, которое в некоторых частях Северного полушария стало настоящей катастрофой.