23 сентября
20 798

Копи царя Соломона превратили долину Тимна в пустыню

3.7

Ученые обнаружили, что древняя медная промышленность Израильского царства была организована так, что в итоге в ее центре не осталось ни растений, ни самой промышленности.

Раскопки производственной площадки в долине Тимна / ©HAI ASHKENAZI AND THE CENTRAL TIMNA VALLEY PROJECT

«И все сосуды для питья у царя Соломона были золотые… из серебра ничего не было; потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что…» — сказано в «Третьей книге царств», одной из частей Ветхого Завета. Сегодня мы знаем, что третий еврейский царь, правитель Израильского царства во времена его наивысшего расцвета, вместо золота в основном использовал медь.

Это стало ясно около ста лет назад, когда, с одной стороны, историки внимательно изучили перечни накопленных материалов (по той же «Третьей книге царств»), а с другой — американский археолог Нельсон Глюк нашел в долине Тимна шахты, которые позже назвали копями царя Соломона.

Так сейчас выглядят копи Давида и Соломона / ©wikipedia.org

Последующие исследования показали, что запасы меди и ее производных в Тимне привлекали людей еще в эпоху неолита. Позже эти природные ресурсы использовали египтяне: археологи нашли в долине египетский храм, датированный XIII веком до нашей эры. И это единственное место из упомянутых в Библии, где удалось обнаружить доказательства выплавки меди.

В журнале Scientific Reports вышла работа израильских ученых, которые задались интересным вопросом: а где брали топливо для выплавки меди все эти люди — от неолита и до времен Соломона? Ведь его нужно было много, поскольку для имитации соломонова «золота» требовалось огромное количество меди.

Археологические находки в долине Тимна свидетельствуют о том, что в период с XI по IX век до нашей эры, примерно в течение 250 лет, там процветала обширная медная промышленность: тысячи мест добычи и около десяти мест переработки, где медь выплавляли из руды. Такая датировка говорит о том, что производство меди в Тимне достигло своего пика при царях Давиде и Соломоне.

На карте отмечены места производственных площадок в Тимне / Mark Cavanagh et al.

В Ветхом Завете сказано, что Давид завоевал область Тимна, известную в то время как Идумея (Эдом), разместил там военный гарнизон, так что идумеи стали его подданными. Его сын Соломон использовал огромное количество меди для строительства Храма в Иерусалиме. Исследователи предполагают, что Давид заинтересовался этим отдаленным пустынным регионом именно из-за меди.

Медная промышленность Тимны была высокоразвитой для своего времени, а металлурги, обрабатывавшие медь, — опытными и уважаемыми людьми, пишут исследователи. Металл извлекали из руды путем плавки в глиняных печах при температуре 1200 градусов Цельсия. Весь процесс занимал около восьми часов, после чего печь разбивали, а из ее основания доставали полученную медь (она была тяжелее примесей, поэтому накапливалась внизу). Все это требовало много топлива.

Ученые взяли из отвалов промышленных отходов на двух крупных производственных площадках в долине Тимна образцы древесного угля, хорошо сохранившиеся благодаря сухому климату пустыни. Они исследовали более тысячи его образцов под электронным микроскопом. В древесном угле сохраняется анатомическая структура исходной древесины, и под микроскопом можно определить ее породу. Возраст образцов определили в соответствии со слоем кургана, в котором их нашли, кроме того, датировку подтвердили по углероду-14.

Авторы работы обнаружили значительные изменения в составе древесного угля с течением времени. Древесный уголь из нижнего слоя курганов, датируемый XI веком до нашей эры, в основном содержал два растения — 40% ретамы обыкновенной (Retama raetam), включая корни, и 40 процентов акации колючей (Acacia spp.).

Примерно столетие спустя, в середине X века до нашей эры, состав древесного угля изменился. В промышленности начали использовать топливо более низкого качества, такое как различные пустынные кустарники и пальмы. На этом этапе древесина импортировалась издалека — например, с территории современной Иордании, за сто и более километров от Тимны.

Исследователи утверждают, что постепенное изменение содержания древесного угля стало результатом чрезмерной эксплуатации, уничтожившей природные ресурсы. Долина, которая и так была засушливой, стала пустыней, где абсолютно не осталось древесных растений.

Таков результат интенсивной добычи меди в XI-IX веках до нашей эры / ©wikipedia.org

В IX веке до нашей эры все производственные площадки Тимны оказались закрыты. Авторы отмечают, что сожженные в печах копей царя Соломона виды растений были ключевыми в местной экосистеме, поддерживали многие другие виды, сохраняли воду и стабилизировали почву. Их исчезновение вызвало эффект домино и нанесло непоправимый ущерб всей территории.

Прошло три тысячи лет, но долина Тимны все еще не оправилась от кризиса. Некоторые виды растений теперь встречаются очень редко, а другие исчезли навсегда.