24.09.2021
11 736

Ныряльщики нашли клад древнеримских золотых монет у берегов Испании

2.8

Возможно, ценности были спрятаны от грабителей.

Подводные археологи за работой / ©Universidad de Alicante

Любители фридайвинга Луис Ленс (Luis Lens) и Сезар Гимено (César Gimeno) достали со дна бухты Портитксоль (город Хавеа, провинция Аликанте, Валенсия, Испания) восемь монет. Находку сразу передали ученым из Университета Аликанте, и за этим последовали подводные археологические изыскания. Результатом работ стало обнаружение клада из 53 золотых монет.

Специалисты из Научно-исследовательского института археологии и исторического наследия Университета Аликанте (INAPH) датировали клад поздним римским периодом — IV и V века. Сохранность монет идеальная и позволяет прочесть надписи на них. Это помогло ученым соотнести монеты с временами правления римских императоров. Три относятся к правлению Валентиниана I, семь — к правлению Валентиниана II, пятнадцать — Феодосия I (последний император единой Римской империи), семнадцать — к правлению императора Восточной Римской империи Флавия Аркадия, десять — Гонория, а одна монета осталась неопознанной.

Также на дне археологи обнаружили три, предположительно, медных гвоздя и остатки каких-то свинцовых изделий — все это могло быть частью сундука, хранившего клад и истлевшего со временем. Не вполне ясно, есть ли рядом достоверные признаки кораблекрушения, по времени совпадающего с возрастом клада.

Золотые монеты позднего римского периода / ©Universidad de Alicante

На сегодня это один из крупнейших найденных кладов с монетами той эпохи. Профессор античной истории Университета Аликанте Хайме Молина (Jaime Molina) предположил, что золото могли спрятать от грабителей — например, от набегов аланов, которые были нередки в этом районе в период падения Западной Римской империи.

Впрочем, Испания, которая долгое время жила мирно (в начале нашей эры там добывали серебро и золото, что служило источником богатства), вообще была крайне привлекательна для всяческих набегов, которые с определенного момента стали регулярным явлением на Пиренейском полуострове. Началось все с завоевания Бетики в 171-173 годах племенами из Северной Африки, которые до 210-го несколько раз вторгались в долину Бетиса (Гвадалквивира). С 258 по 270 год полуострову пришлось обороняться самому. Тогда Рим под властью императора Галлиена не смог остановить племена франков, которые прорвались через границу на Рейне, в 262 году спустились из Галлии и разорили Тарракон. В 297 году франки напали снова и разграбили восточные берега Испании. Последние археологические находки свидетельствуют о разорении городских центров и загородных поместий прибрежной полосы приблизительно в 260 году.

В V веке на полуострове появляются вестготы и местное население не смогло им противостоять, а Рим не защитил его (впрочем, в тот период он и себя не защитил, пав перед остготами). А чуть позже туда хлынули племена варваров: аланы, вандалы, свевы. Иными словами, трудно не понять желание какого-то жителя Валенсии припрятать свои ценности на дне морском.

Вообще бухта Портитксоль — район, хорошо известный обилием подводных археологических находок, которые в настоящее время изучают ученые. Со дна уже подняли всевозможные детали кораблей, якоря, грузы амфор, керамические остатки разных периодов, металлический материал, элементы, связанные с древней навигацией, и многое другое. После реставрации монеты пополнят коллекцию Музея археологии и этнографии в городе Хавеа.