Спутник-мусорщик сможет получать энергию из всего, что соберет на орбите — Naked Science
07.12.2015, 06:58

Спутник-мусорщик сможет получать энергию из всего, что соберет на орбите

Риски, связанные с увеличением количества мусора в ближайшем космосе, растут с каждым годом. Уже начиная с 2009 года, когда произошло столкновение спутников Iridium и «Космос-2251», на орбите насчитывается почти 20 тыс. обломков размером больше 5 см и 300 тыс. – больше 1 см. Самые крупные из них отслеживаются наземными инструментами и время от времени заставляют менять орбиты спутников и МКС, чтобы избежать столкновения с летящими на огромных скоростях фрагментами.

Sling-Sat_removing_space_debris

Такая ситуация заставляет инженеров предлагать различные идеи по «уборке» на околоземной орбите и проектировать специализированные аппараты для сбора мусора. Одни из них могут уничтожать его с помощью лазера, другие – собирать широко раскинутой сетью. Однако первые вряд ли смогут справиться с мелкими фрагментами, которые почти невозможно отследить в полете, а вторые неспособны «взять на борт» большое количество мусора. Однако проблему может решить новая идея, предложенная недавно разработчиками из Университета Циньхуа в Пекине.

В статье, опубликованной Лэй Ланем (Lei Lan) и его коллегами, выдвинута концепция спутникового двигателя, который «питается» собранным мусором. Оснащенный им космический аппарат мог бы подолгу работать на орбите, собирая мусор и «пережигая» его на топливо. Для этого мусор предлагается нагревать до огромных температур, превращая в плазму, которую уже можно использовать в качестве рабочего тела для реактивного двигателя, разгоняя ее в мощном электрическом поле.

Главной сложностью в этой концепции является первый этап – превращение мусора в плазму. Для этого собранные сетью спутника фрагменты предлагается размалывать практически до состояния порошка в «мельнице», которая представляет собой вращающийся цилиндр, содержащий абразивные сферы. Лишь затем такую «пыль» можно достаточно сильно раскалить и превратить в плазму. Другая сложность состоит в зависимости аппарата от количества и состава мусора, который он соберет. Чтобы не оказаться посреди чистого пространства лишенным топлива, он должен нести достаточно мощные батареи, запасающие энергию, или собственный ее источник.