Атомным часам предложили сверхточную оптическую альтернативу — Naked ScienceNaked Science
27.05.2016, 03:10
Naked Science

Атомным часам предложили сверхточную оптическую альтернативу

Исследователи из Государственного физико-технического института PTB (Германия) разработали технологию создания сверхточных оптических часов, частота колебаний которых в 47 тысяч раз превышает показатель атомных. Устройство может быть использовано в целях совершенствования телекоммуникационных, финансовых, навигационных систем.

opticalclock

Традиционные атомные часы измеряют естественные колебания атома цезия: в соответствии с Международной системой единиц (СИ), одна секунда равняется 9 млрд 192 млн 631 тысяче 770 таких циклов. Несмотря на относительную точность, атомные часы способны на погрешность, в частности рассинхронизацию в размере одной наносекунды в течение каждых 30 дней.

«Маятник» оптических часов качается с большей скоростью, так как находится в видимой части электромагнитного спектра. Стабилизировать ритм атомных колебаний в их случае удалось благодаря сочетанию мазера — генератора концентрированных микроволновых пучков — и оптической решетки со стронцием. В результате максимальная погрешность часов составила 0,2 наносекунды в течение 25 дней, а единица, эквивалентная секунде по СИ, — 429 трлн циклов.

По словам руководителя исследования, доктора Кристиана Гребинга, находка имеет практическое применение. Так, с помощью оптических часов финансовый рынок сумел бы достичь большей точности в рамках обработки краткосрочных транзакций. Спутниковые и GPS-системы, интегрированные с оптическим хронометражем, позволили бы детализировать информацию о местности.

Между тем переизобретать время ученые не торопятся: преобладающая эффективность какой-либо из метрик в глобальном масштабе остается под вопросом. Кроме того, хотя продолжительность секунд, минут и часов может быть вариативна, радикальное отступление от общепринятой частоты атомных колебаний едва ли допустимо.

Благодаря комбинации двух программ для анализа геномов в опухолях удалось обнаружить неожиданные патогены, которые могут быть ассоциированы с раком.

Самцы звонарей ухаживают за самками, поражая их громкостью своей песни, и способны «перекричать» даже самолет.