Новые сверхточные часы не отстали б и на секунду с начала времен — Naked Science
23.04.2015
Редакция Naked Science

Новые сверхточные часы не отстали б и на секунду с начала времен

Земля застынет, Солнце погаснет, вся Вселенная станет совершенно другой, и человечество перестанет существовать – но эти часы не собьются ни на секунду. Если, конечно, каким-то чудом сохранятся сами и будут получать энергию.

chasy

О серьезной модификации своих главных часов сообщили разработчики знаменитого американского Национального института стандартов и технологий (NIST). Конечно, столь точный хронометр не полагается на неверные пружины и маятники – ход времени в них отсчитывает группа атомов стронция, подвешенных в «оптической ловушке» лазерных лучей. Атомы эти колеблются между соседними энергетическими уровнями, перескакивая с одного на другой 430 трлн раз в секунду – и каждое колебание отмечается точнейшим измерительным лазером.

По словам разработчиков, новые технические усовершенствования сделали это устройство на 50% надежнее и в три раза точнее. Расчеты показывают, что для того чтобы сбиться хотя бы на секунду, им потребуется более 15 млрд лет – труднопредставимый период времени: даже Вселенная столько еще не просуществовала.

Невероятная точность позволит использовать такие устройства даже в столь неожиданной области как геология и тектоника плит. Как нам известно благодаря Эйнштейну, течение времени замедляется с увеличением гравитации. Поэтому слабые аномалии гравитационного поля Земли, связанные с разной плотностью и толщиной ее коры в различных участках поверхности, можно обнаруживать и с помощью часов – если только они достаточно точные. Этих часов хватит: они позволят заметить разницу в гравитации даже если их просто приподнять на пару сантиметров выше.