Эксперты о квантовых компьютерах
23.07.2020
Денис Гордеев

В Антарктике впервые обнаружена утечка придонного метана

5.1

Шлаковые конусы подводных вулканов стали источником парникового газа. Причина этого ученым пока не известна.

Процессы, проходящие в Антарктике
Процессы, проходящие в Антарктике, серьезно тревожат ученых / Pixabay

Ученые из Университета штата Орегон подтвердили данные о первой активной утечке метана с антарктического морского дна. Явление было обнаружено в шлаковых конусах подводных вулканов во время исследовательских работ в проливе Мак-Мердо. Статья об этом опубликована в издании Proceedings of the Royal Society B.

Специалисты давно предполагают, что в придонной области так называемого Южного океана скапливается большое количество метана. Его основным источником могут служить разлагающиеся водоросли. Из-за глобального потепления, которое нагревает воды, газ может подниматься вверх и попадать в атмосферу, что приведет к еще большему ее нагреванию.

Однако в рассматриваемом случае выброс метана зафиксирован не в той части океана, которая значимо нагревается, поэтому причина этой утечки — загадка для ученых. Исследователей также весьма тревожит реакция морских метанотрофных микроорганизмов. Обычно при заметном выделении метана в придонной области бактерии начинали его активно утилизировать, не позволяя газу подняться к поверхности, но в шлаковых конусах пролива Мак-Мердо этого не происходит: хотя первые сообщения о накапливающемся у дна метане появились еще девять лет назад, активность метанотрофных микроорганизмов на локации менялась очень медленно.

Фотографии морского дна в проливе Мак-Мердо. Белый налет — сульфидокисляющие бактериальные маты в местах, где просачивается газ / A.R. Thurber, S. Seabrook, R.M. Welsh, Proceedings of the Royal Society B, 2020.

Анализы микробной РНК в образцах морской воды показали, что бактерии, способные утилизировать метан, составляют лишь несколько процентов от общего количества микрофлоры в месте выброса газа. «Это плохие новости. Понадобилось более пяти лет, чтобы [в шлаковых конусах в достаточном количестве] появились микробы, и даже тогда метан продолжал быстро подниматься с морского дна», — говорит соавтор исследования Эндрю Тарбер.

Увеличение концентрации метана в атмосфере усилит парниковый эффект и приведет к более интенсивному повышению температуры на Земле. Как следует из доклада Международной группы экспертов по изменению климата, опубликованного в 2014 году, в расчете на 100 лет парниковая активность метана в 28 раза сильнее, чем у углекислого газа, а в 20-летней перспективе — в 84 раза.

Ранее мы писали о том, что сегодня Антарктида теряет в шесть раз больше ледяной массы, чем 40 лет назад, а пингвины Адели от таяния льда только выигрывают.

Древние египтяне проводили сложную мумификацию своих умерших еще 4000 лет назад.

Бивни есть только у млекопитающих. Тем более интересно выяснить, когда и у кого они появились впервые. Ученые из США, которые занялись этим вопросом, пришли к выводу, что бивни возникли еще до появления самих млекопитающих.