21 августа
3 339

У берегов Западной Африки нашли древний ударный кратер — примерно того же возраста, что и Чиксулуб

6.5

Ученые допускают, что 66 миллионов лет назад с нашей планетой столкнулся не один астероид.

Падение астероидов
Моделирование показало, что Надир образовался примерно на границе мелового и палеогенового периодов, то есть около 66 миллионов лет назад, как и 180-километровый ударный кратер Чиксулуб (Чикшулуб) у побережья современной Мексики / © SciTechDaily

На юго-западе Гвинейской террасы (западная область Гвинейского плато) у берегов Западной Африки обнаружили следы древнего ударного кратера Надир, названного по аналогии с подводной горой, которая расположена примерно в 100 километрах от него. Как сообщается в исследовании ученых из Университета Хериот-Уатт в Эдинбурге, Аризонского университета в Тусоне и Техасского университета в Остине, нынешняя глубина в этом месте Атлантического океана составляет около 900 метров, а кратер покрыт донными отложениями толщиной от 300 до 400 метров. Работа опубликована в журнале Science Advances.

Всего на нашей планете насчитывается порядка 200 ударных кратеров, но исследователи редко находят доказательства столкновения сразу нескольких небесных тел с Землей либо их падений в Мировой океан (а таковых должно быть большинство, ведь 71 процент поверхности планеты покрыт водой). Одно из самых масштабных подобных событий случилось почти 66 миллионов лет назад: падение чиксулубского астероида диаметром в 20 километров спровоцировало глобальные изменения климата и мел-палеогеновое вымирание, уничтожившее динозавров и большую часть морских и сухопутных животных.

Примерно к тому же времени авторы новой работы отнесли ударный кратер Надир. Они провели сейсмостратиграфический анализ Гвинейского плато — области утоненной континентальной коры, простирающейся примерно на 400 километров к западу от побережья Гвинеи и Гвинеи-Бисау до континентального склона Западно-Африканского региона — и установили приблизительный возраст и палеосреду кратера. Объединив сейсмические наблюдения и результаты моделирования, удалось узнать, как это углубление появилось и к каким последствиям привело.

Моделирование показало, что Надир образовался примерно на границе мелового и палеогенового периодов, то есть около 66 миллионов лет назад, как и 180-километровый ударный кратер Чиксулуб (Чикшулуб) у побережья современной Мексики. Падение 400-метрового астероида на глубину 800 метров стало причиной череды цунами с длиной волн в 500 метров, движущихся со скоростью 0,4 километра в секунду, значительного выброса парниковых газов из неглубоких отложений черных сланцев, а также катастрофических локальных и региональных землетрясений.

«Столкновение спровоцировало бы мгновенное испарение большого количества воды и отложений вблизи морского дна, высвобождая около 2×1019 джоулей энергии (примерно 5000 мегатонн в тротиловом эквиваленте). После удара должен был образоваться огненный шар радиусом свыше пяти километров, за которым последовал бы воздушный взрыв с максимальной скоростью ветра 470 километров в час на расстоянии 50 километров от места удара», — уточняется в статье. В зависимости от местности и близости к населенным пунктам подобное событие сегодня привело бы к гибели 300 тысяч человек — в основном из-за серии цунами.

Модель, показывающая, что могло произойти, когда небесное тело на скорости 20 километров в секунду упало бы в воду / © Science Advances

«Кратер Надир состоит из вогнутой впадины шириной свыше 8,5 километра и относится к верхней границы маастрихтского яруса. Он имеет круглую — или эллиптическую — форму. Мы отмечаем, что <…> 8,5 километра — это минимальный диаметр, измеренный от края кратера. Его дно расположено на 200 метров ниже «регионального» (додеформационного морского дна), а край возвышается на 20-40 метров над этой поверхностью. В середине структуры — узкий центральный пик, доминирующий над относительно плоским дном кратера. <…> Внутренняя часть кратера имеет ступенчатую (террасную) форму рельефа ближе к краям. Под его краями и «террасами», а также по обеим сторонам центрального пика находится область с низкой сейсмической отражательной способностью и явными признаками сильной деформации — как разломной, так и обширной складчатости. <…> За пределами предполагаемого края Надира есть более широкая область разломов, простирающимися примерно на 10-12 километров по обе стороны от кратера. Все эти наблюдения говорят о сложном кратере ударного происхождения», — рассказали авторы работы.

Они допускают, что упавший астрономический объект был либо одним из двух астероидов (второй — вероятно, чиксулубский), либо обломком общего «родительского тела». Второй вариант менее реален: 66 миллионов лет назад Гвинейская терраса была гораздо ближе к месту падению астероида, погубившего динозавров (на расстоянии 5500 километров по сравнению с сегодняшними 8000 километров), но это все равно слишком далеко. Хотя, если разделение «родительского тела» произошло рано на пути к Земле, при столкновении фрагменты разлетелись бы на куда большее расстояние друг от друга, отметили ученые.

Они объяснили, в результате каких альтернативных процессов могут формироваться крупномасштабные круглые кратероподобные образования, такие как Надир: «К ним относятся подземное растворение соляных залежей; обрушение вулканических кальдер; обрушения, связанные с растворением карбонатов; полигональные разломы, вызванные обезвоживанием; эрозионное воздействие из-за течений и тектонические деформации или сочетание этих процессов. Но большинство из них либо несовместимы с местными геологическими условиями и стратиграфией на Гвинейской террасе, либо приводят к морфологии кратеров и соотношению масштабов, которые существенно отличаются от тех, что мы наблюдаем в Надире».

Несмотря на все полученные данные, гипотезу о том, что Надир действительно образовался вследствие столкновения небесного тела с нашей планетой и датируется тем же периодом, что Чиксулуб, окончательно подтвердить можно лишь путем бурения и изучения минеральных фаз.