Погубивший динозавров астероид в корне изменил климат на планете

Погубивший динозавров астероид в корне изменил климат на планете

Астероид, вызвавший Мел-палеогеновое вымирание, заполнил атмосферу серой и углекислым газом и вызвал намного более серьезные перемены климата, чем предполагалось.

crater0

Считается, что механизмы гибели динозавров и множества других видов живых организмов около 65 млн лет назад были запущены столкновением с Землей крупного метеорита диаметром около 12 км. Современным свидетельством этого удара остался кратер Чиксулуб в Мексике, хотя его последствия биосфера планеты почувствовала довольно быстро. Воздух наполнили частицы пыли, серы и углекислого газа, резко сократив количество солнечного излучения, которое достигает поверхности планеты, и вызвав глобальное падение температуры.

Работающая в Институте планетологии в США Наталья Артемьева и ее коллега из Имперского колледжа Лондона Джоанна Морган (Joanna Morgan) провели детальное моделирование удара астероида Чиксулуб и его последствий. Их статью публикует журнал Geophysical Research Letters. По оценке авторов, столкновение произошло на скорости не менее 1 км/с и под углом около 60 градусов. Эти цифры позволили показать, что удар, видимо, выбросил порядка 325 млрд т серы и 425 млрд т углекислого газа — это втрое больше серы и втрое меньше CO2, чем считалось до сих пор, и примерно в 10 раз больше, чем все глобальные выбросы за 2014 г.

Один из результатов симуляций, проведенных Натальей Артемьевой и ее соавторами несколько лет назад: будущий кратер Чиксулуб 8 секунд спустя после удара под углом 45 градусов. Слева  — вещества (атмосфера показана синим, осадочный слой — желтым, нижний слой литосферы — бурым, материал самого астероида — серым), справа — температура / ©Pierazzo and Artemieva, 2012

Наконец, расчеты показали, что такие количества газов, заполнив атмосферу, должны были привести к резкому и довольно долгому снижению температуры. По мнению авторов, средняя температура в тот период упала на целых 26 °С и держалась (в среднем) ниже нуля как минимум три года после столкновения. Неудивительно, что Мел-палеогеновое вымирание пережили далеко не все жители планеты.