Погубивший динозавров астероид в корне изменил климат на планете — Naked Science

Погубивший динозавров астероид в корне изменил климат на планете

Астероид, вызвавший Мел-палеогеновое вымирание, заполнил атмосферу серой и углекислым газом и вызвал намного более серьезные перемены климата, чем предполагалось.

crater0

Считается, что механизмы гибели динозавров и множества других видов живых организмов около 65 млн лет назад были запущены столкновением с Землей крупного метеорита диаметром около 12 км. Современным свидетельством этого удара остался кратер Чиксулуб в Мексике, хотя его последствия биосфера планеты почувствовала довольно быстро. Воздух наполнили частицы пыли, серы и углекислого газа, резко сократив количество солнечного излучения, которое достигает поверхности планеты, и вызвав глобальное падение температуры.

Работающая в Институте планетологии в США Наталья Артемьева и ее коллега из Имперского колледжа Лондона Джоанна Морган (Joanna Morgan) провели детальное моделирование удара астероида Чиксулуб и его последствий. Их статью публикует журнал Geophysical Research Letters. По оценке авторов, столкновение произошло на скорости не менее 1 км/с и под углом около 60 градусов. Эти цифры позволили показать, что удар, видимо, выбросил порядка 325 млрд т серы и 425 млрд т углекислого газа — это втрое больше серы и втрое меньше CO2, чем считалось до сих пор, и примерно в 10 раз больше, чем все глобальные выбросы за 2014 г.

Один из результатов симуляций, проведенных Натальей Артемьевой и ее соавторами несколько лет назад: будущий кратер Чиксулуб 8 секунд спустя после удара под углом 45 градусов. Слева  — вещества (атмосфера показана синим, осадочный слой — желтым, нижний слой литосферы — бурым, материал самого астероида — серым), справа — температура / ©Pierazzo and Artemieva, 2012

Наконец, расчеты показали, что такие количества газов, заполнив атмосферу, должны были привести к резкому и довольно долгому снижению температуры. По мнению авторов, средняя температура в тот период упала на целых 26 °С и держалась (в среднем) ниже нуля как минимум три года после столкновения. Неудивительно, что Мел-палеогеновое вымирание пережили далеко не все жители планеты.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По заказу Лувра «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо» оцифровали с помощью мультиспектральной камеры высокого разрешения. В итоге ученым удалось предположить, что помогало Леонардо да Винчи при создании этой картины.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.