Погубивший динозавров астероид в корне изменил климат на планете — Naked Science

Погубивший динозавров астероид в корне изменил климат на планете

Астероид, вызвавший Мел-палеогеновое вымирание, заполнил атмосферу серой и углекислым газом и вызвал намного более серьезные перемены климата, чем предполагалось.

crater0

Считается, что механизмы гибели динозавров и множества других видов живых организмов около 65 млн лет назад были запущены столкновением с Землей крупного метеорита диаметром около 12 км. Современным свидетельством этого удара остался кратер Чиксулуб в Мексике, хотя его последствия биосфера планеты почувствовала довольно быстро. Воздух наполнили частицы пыли, серы и углекислого газа, резко сократив количество солнечного излучения, которое достигает поверхности планеты, и вызвав глобальное падение температуры.

Работающая в Институте планетологии в США Наталья Артемьева и ее коллега из Имперского колледжа Лондона Джоанна Морган (Joanna Morgan) провели детальное моделирование удара астероида Чиксулуб и его последствий. Их статью публикует журнал Geophysical Research Letters. По оценке авторов, столкновение произошло на скорости не менее 1 км/с и под углом около 60 градусов. Эти цифры позволили показать, что удар, видимо, выбросил порядка 325 млрд т серы и 425 млрд т углекислого газа — это втрое больше серы и втрое меньше CO2, чем считалось до сих пор, и примерно в 10 раз больше, чем все глобальные выбросы за 2014 г.

Один из результатов симуляций, проведенных Натальей Артемьевой и ее соавторами несколько лет назад: будущий кратер Чиксулуб 8 секунд спустя после удара под углом 45 градусов. Слева  — вещества (атмосфера показана синим, осадочный слой — желтым, нижний слой литосферы — бурым, материал самого астероида — серым), справа — температура / ©Pierazzo and Artemieva, 2012

Наконец, расчеты показали, что такие количества газов, заполнив атмосферу, должны были привести к резкому и довольно долгому снижению температуры. По мнению авторов, средняя температура в тот период упала на целых 26 °С и держалась (в среднем) ниже нуля как минимум три года после столкновения. Неудивительно, что Мел-палеогеновое вымирание пережили далеко не все жители планеты.

Астрономы изучили короткий гамма-всплеск 200826A и связали его со сверхновой, взорвавшейся в миллиардах световых лет от нас.

Компания General Atomics показала, как может выглядеть потенциально революционный БПЛА — носитель ракет класса «воздух — воздух». Такие аппараты будут запускать с борта самолета-носителя.

Наличие крайне разреженной атмосферы у этого огромного естественного спутника Юпитера ученые подозревали давно. До недавнего времени предполагалось, что она состоит из кислорода, который выбивается заряженными частицами из ледяной поверхности Ганимеда. Новые данные показывают, что существует еще один механизм пополнения его газовой оболочки материей — в процессе сублимации воды в результате нагрева солнечным светом.