1 апреля

Черное море до сих пор «не пережило» ледниковый период, который завершился почти 12 тысяч лет назад

4.5

Немецкие ученые обнаружили, что наиболее глубокие части Черного моря все еще реагируют на изменения климата, вызванные последним ледниковым периодом, который закончился 11 590 лет назад.

Черное море. Вид из космоса / ©Getty images

Работа опубликована в журнале Earth and Planetary Letters. Специалисты из Бременского университета (Германия) провели анализ газовых гидратов в северо-западной части Черного моря, известной как «конус Дуная». Это реликтовый объект, представляющий собой отложения метана, захваченного молекулами воды (отложения похожи на лед), находящиеся у берегов Румынии на большой глубине. Керны, поднятые со дна при помощи установки MARUM-MeBo200, и изучали немецкие ученые.

Они провели анализ газовых гидратов, измерили температуру и другие данные. В результате удалось выяснить, что свободный метан под морским дном до сих пор реагирует на похолодание климата, которое закончилось 11 590 лет назад. «С нашей точки зрения, граница устойчивости газ-гидрат уже приблизилась к более теплым условиям в геологической среде. Но свободный метан, который всегда находится на этой нижней границе, еще не смог подняться до этой планки», — сказал один из исследователей, геофизик Михаэль Ридель.

На это же косвенно указывают более ранние исследования, в которых было показано, что измерения глубины морского дна (при помощи сейсмического отражателя) и основание зоны стабильности газовых гидратов не соответствуют друг другу. Это, по мнению ученых, и связано со свободным метаном, который искажает данные.
Около 20 тысяч лет назад уровень воды в Черном море был примерно на сто метров ниже, чем сегодня. Поэтому она оказывала меньшее давление на морское дно, а еще была значительно прохладнее. Но свободный метан находился в том же состоянии.

Как и любое исследование последствий изменения климата, эта работа, по мнению авторов, поможет в будущем моделировании климата. Так, под Арктикой сегодня есть огромный объем залежей газовых гидратов, поэтому важно знать, как они могут отреагировать на повышение температуры в предстоящие годы. Несмотря ни на что, ученые призывают относиться к их выводам с осторожностью, учитывая множество неизученных факторов.