07.06.2020

Япония создаст искусственный спутник для уничтожения космического мусора

4.5

JAXA разработает спутник, который при помощи лазера будет уничтожать космический мусор на орбите, сбивая его в атмосферу.

Космический мусор
Компьютерная модель распределения космических объектов в околоземном пространстве. По данным NASA, 95 % из них — мусор / © Getty Images

Японское государственное агентство аэрокосмических исследований (JAXA) планирует разработать спутник, который будет посредством лазерного луча сбивать космический мусор (искусственные объекты на околоземной орбите и их фрагменты, например обломки ступеней ракет, которые уже не функционируют, но представляют опасность для действующих пилотируемых и непилотируемых аппаратов) в атмосферу, где он будет сгорать.

Как передает NHK, в создании спутника также примут участие оператор спутниковой связи SKY Perfect JSAT и японский Институт естественных наук Riken. Запуск аппарата на орбиту намерены провести примерно через три года.

Проблема космического мусора особенно обострилась в последние десятилетия с развитием космонавтики и запусков большого числа аппаратов в космос. По данным Европейского космического агентства, с 1957 года, когда на орбиту отправился первый искусственный спутник Земли “Спутник-1”, человечество провело около 5450 запусков. Число обломков, по данным на начало 2019 года, составляло: 34 тысячи объектов размером более 10 сантиметров, 900 тысяч объектов габаритами от одного до 10 сантиметров, 128 миллионов объектов от одного миллиметра до 10 сантиметров.

Из-за этого операторы аппаратов выполняют “маневры по предотвращению столкновений”, чтобы защитить свой космический корабль от потенциально катастрофических встреч с космическим мусором. Ранее в Японии была сформирована Космическая оперативная группа воздушных Сил самообороны, в которую вошли около 20 человек. Их задачей будет следить за безопасностью орбитальных спутников и контролировать в том числе космический мусор вокруг них. Причем для слежки за обломками старых аппаратов намерены использовать специализированный радар, который примерно с 2023 года расположится на территории военной базы в Ямагути.

Несколько месяцев назад корпорация Northrop Grumman сообщила о первой в истории успешной стыковке сервисного аппарата MEV-1 со старым телекоммуникационным спутником, который теперь получит вторую жизнь и сможет прослужить еще несколько лет.