• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
31 марта
Василий Парфенов
3
667

Бюрократия и парашюты подвели Starliner: его первый пилотируемый полет перенесли. Снова

2.3

Полтора месяца назад Naked Science писал, что если подготовка запланированной на апрель миссии корабля CST-100 Starliner хоть немного задержится, перенос запуска произойдет на несколько месяцев сразу. Так и получилось. В первой половине марта должен был состояться важнейший этап, после которого фактически начинается предстартовый отсчет — заправка сервисного модуля топливом. Компания Boeing до последнего не сообщала, сделано это или нет, а когда задержка стала очевидной, объяснила ее бюрократией. Причем еще частично переложив вину на NASA.

Starliner снова переносится
Капсула CST-100 Starliner Calypso проходит интеграцию с сервисным модулем / ©NASA, Boeing

В феврале Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) и Boeing сделали совместное заявление о том, что корабль CST-100 Starliner почти готов к полету. Тогда же, описывая это долгожданное известие, Naked Science рассказал о тесном расписании стыковок с МКС и почему Starliner не может провести в заправленном состоянии более 60 дней. Вкратце: всему виной выявленные проблемы топливной системы. Следовательно, критической точкой предстартовой подготовки станет эта самая заправка, которая должна была по плану произойти в начале марта.

Весна наступила, но ни Boeing, ни NASA никаких новостей об этой процедуре не публиковали. И те, кто внимательно следил за ходом проекта, начали подозревать неладное. На нескольких пресс-конференциях представителям агентства задавали связанные со Starliner вопросы, однако ответы были туманными: подготовка идет, Boeing ни о каких проблемах не говорит, все очень заняты и работают в поте лица.

О том, что Starliner в апреле никуда не полетит, NASA сообщило 24 марта. Никаких подробностей, только короткая фраза о том, что расписание пилотируемых запусков к Международной космической станции изменилось. Теперь CST-100 отправится к МКС после частной миссии Axiom Space Ax-2. Она намечена на первую половину мая и займет второй доступный стыковочный порт на 16 дней. После этого запланировано прибытие «грузовика» SpaceX Dragon, который пробудет на станции около месяца.

Проще говоря, «переезд» запуска на июль стал очевиден, загадкой оставались причины и хотя бы примерная новая дата старта. Как пишет издание SpaceNews, ответ, наконец, появился. Виновными назначили бюрократов по обе стороны барьера — в Boeing и NASA одновременно. Первые слишком затянули с предоставлением отчетов для сертификации корабля, а вторые излишне долго их обрабатывали из-за повышенной рабочей загрузки.

Проблемные документы связаны с парашютами. Как заверил прессу спикер от компании Boeing, технических недочетов не выявлено, однако для одного из элементов этой важнейшей системы Starliner требуется особо пристальная валидация. Парашюты успешно прошли испытания и сейчас установлены на корабле, но один из них — отвечающий за сброс обтекателя всей системы — необходимо подвергнуть еще одному наземному тесту. Ради безопасности полета во всех режимах инженерам нужно удостовериться, что он правильно отработает во время срабатывания системы аварийного спасения (под максимальной нагрузкой).

Boeing Starliner почти готов к полету
Старт ракеты Atlas V с кораблем Boeing CST-100 Starliner в мае 2022 года (второй беспилотный тестовый полет). Что интересно, для Atlas миссия Boe-CFT станет одним из последних запусков, носитель уходит в историю. Но при этом же — первым пилотируемым стартом этой ракеты / © Reuters, Steve Nesius

Озвученные в феврале сроки завершения предстартовой подготовки CST-100 признали «немного оптимистичными». А пока до июля остается целых три с лишним месяца, Boeing собирается еще раз перепроверить авионику корабля. Кроме того, представитель компании рассказал, что в одном из бортовых компьютеров, отвечающих за двигательную систему, выявлена некритичная ошибка, все связанные системы желательно продиагностировать снова.

Насчет новой даты старта Boe-CFT — так официально называется первая пилотируемая миссия Starliner — ясности по-прежнему нет. На пресс-конференции сроки были озвучены как «не ранее 21 июля». Но примерно тогда же запланирована миссия USSF-51 на такой же ракете Atlas V, то есть стартовый стол будет занят. Теперь Starliner конфликтует не только с расписанием стыковок на МКС, но и с пусковым графиком. Какой именно день в итоге выберут NASA и Boeing — пока не известно.

Справедливости ради стоит отметить, что отвечающее за полеты к МКС подразделение NASA объективно зашивается. И 2022 год, и 2023-й оказались невероятно интенсивными для орбитальной лаборатории. Поверх возросшей частоты миссий накладываются проблемы с российским «Союзом», требующие внимания всей международной кооперации. А испытательный полет Starliner становится вишенкой на торте, буквально перегружающей бюрократию. Которая неизбежна, поскольку безопасность полетов для NASA первостепенна, а значит, каждая мелочь должна быть задокументирована и сертифицирована. Во избежание.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
7 июня
Ольга Иванова

Исследователи из Великобритании и США выяснили, зачем приматы мужского пола занимаются стимулированием своих половых органов.

Позавчера, 12:45
МИФИ

Ученые из Международной научно-исследовательской лаборатории «Излучение заряженных частиц» НИЯУ МИФИ, ведущие исследования в области фотоники, построили обобщенную теорию так называемого обратного комптоновского рассеяния в терминах светимости, подходящую как для классического, так и для квантового режима. Этот процесс — один из перспективных способов генерации излучения в широком диапазоне частот, от рентгеновского до терагерцового.

Вчера, 12:49
Анна Новиковская

Собрав данные о здоровье 21 тысячи домашних собак, американские исследователи смогли установить, как социальные и физические факторы влияют на здоровье и долголетие этих животных.

5 июня
Александр Березин

Предложенные тепловыделяющие элементы для атомных реакторов позволяют им работать без перегрузки топлива много лет подряд. Это крайне актуально для АЭС малой мощности, на Крайнем Севере или в любых других зонах, удаленных от единых энергосистем, включая тропические острова.

7 июня
Ольга Иванова

Исследователи из Великобритании и США выяснили, зачем приматы мужского пола занимаются стимулированием своих половых органов.

3 июня
Анна Новиковская

Разделочные доски можно найти почти на любой кухне по всему миру. Однако международная группа исследователей доказала, что эти кухонные инструменты иногда не то, чем кажутся.

2 июня
Анна Новиковская

Думают ли умные люди быстрее? Согласно результатам исследования группы ученых из Германии и Испании, не всегда, и в случае решения сложных задач отдельные преимущества оказываются за людьми с менее развитым интеллектом.

12 мая
Александр Березин

В американской прессе обсуждают острый вопрос: почему, несмотря на санкции и потолок цен, в России не просто не было спада, но и, судя по ряду параметров, в 2023-м начался экономический подъем? Чтобы разрешить эту загадку, The Wall Street Journal обратился к спутниковым данным по мониторингу окислов азота. С их помощью журналисты обнаружили, что российские власти, кажется, дают миру неправильную статистику, а на самом деле в России, видимо, происходит глубокий спад. Насколько верна такая оценка? И что на самом деле случится с российской экономикой в этом году?

11 мая
Анна Новиковская

Большая часть алмазов, образующихся в недрах Земли, выносятся ближе к поверхности небольшими, но мощными извержениями породы. Однако австралийские исследователи обнаружили, что на деле эти извержения подпитываются громадными «тепловыми столбами», начинающимися у самого ядра нашей планеты.

[miniorange_social_login]

Комментарии

3 Комментария

Boris Poff
02.04.2023
-
1
+
Старшип первый полет 10-11 апреля.
Это очень хорошо, когда не берутся взятки и не работает "авось". Они прекрасно понимают, что если что, страховые и родственники засудят. Это становится гарантией безопасности для людей. И если уж, вдруг что произойдёт, то все будут уверены, что сделано все, что можно было, чтобы это предовратить, а произошедшее - действительно случайность
Акционерам Боинга в общем все равно, задержки или нет с этим старлайнером. У них нет персонифицированного интереса к результату, как у Маска. Нет личного отношения к итогу ввода в эксплуатацию. Просто одна из многочисленных программ — горошина в общем котле производства.
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: