Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Бюрократия и парашюты подвели Starliner: его первый пилотируемый полет перенесли. Снова
Полтора месяца назад Naked Science писал, что если подготовка запланированной на апрель миссии корабля CST-100 Starliner хоть немного задержится, перенос запуска произойдет на несколько месяцев сразу. Так и получилось. В первой половине марта должен был состояться важнейший этап, после которого фактически начинается предстартовый отсчет — заправка сервисного модуля топливом. Компания Boeing до последнего не сообщала, сделано это или нет, а когда задержка стала очевидной, объяснила ее бюрократией. Причем еще частично переложив вину на NASA.
В феврале Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) и Boeing сделали совместное заявление о том, что корабль CST-100 Starliner почти готов к полету. Тогда же, описывая это долгожданное известие, Naked Science рассказал о тесном расписании стыковок с МКС и почему Starliner не может провести в заправленном состоянии более 60 дней. Вкратце: всему виной выявленные проблемы топливной системы. Следовательно, критической точкой предстартовой подготовки станет эта самая заправка, которая должна была по плану произойти в начале марта.
Весна наступила, но ни Boeing, ни NASA никаких новостей об этой процедуре не публиковали. И те, кто внимательно следил за ходом проекта, начали подозревать неладное. На нескольких пресс-конференциях представителям агентства задавали связанные со Starliner вопросы, однако ответы были туманными: подготовка идет, Boeing ни о каких проблемах не говорит, все очень заняты и работают в поте лица.
О том, что Starliner в апреле никуда не полетит, NASA сообщило 24 марта. Никаких подробностей, только короткая фраза о том, что расписание пилотируемых запусков к Международной космической станции изменилось. Теперь CST-100 отправится к МКС после частной миссии Axiom Space Ax-2. Она намечена на первую половину мая и займет второй доступный стыковочный порт на 16 дней. После этого запланировано прибытие «грузовика» SpaceX Dragon, который пробудет на станции около месяца.
Проще говоря, «переезд» запуска на июль стал очевиден, загадкой оставались причины и хотя бы примерная новая дата старта. Как пишет издание SpaceNews, ответ, наконец, появился. Виновными назначили бюрократов по обе стороны барьера — в Boeing и NASA одновременно. Первые слишком затянули с предоставлением отчетов для сертификации корабля, а вторые излишне долго их обрабатывали из-за повышенной рабочей загрузки.
Проблемные документы связаны с парашютами. Как заверил прессу спикер от компании Boeing, технических недочетов не выявлено, однако для одного из элементов этой важнейшей системы Starliner требуется особо пристальная валидация. Парашюты успешно прошли испытания и сейчас установлены на корабле, но один из них — отвечающий за сброс обтекателя всей системы — необходимо подвергнуть еще одному наземному тесту. Ради безопасности полета во всех режимах инженерам нужно удостовериться, что он правильно отработает во время срабатывания системы аварийного спасения (под максимальной нагрузкой).

Озвученные в феврале сроки завершения предстартовой подготовки CST-100 признали «немного оптимистичными». А пока до июля остается целых три с лишним месяца, Boeing собирается еще раз перепроверить авионику корабля. Кроме того, представитель компании рассказал, что в одном из бортовых компьютеров, отвечающих за двигательную систему, выявлена некритичная ошибка, все связанные системы желательно продиагностировать снова.
Насчет новой даты старта Boe-CFT — так официально называется первая пилотируемая миссия Starliner — ясности по-прежнему нет. На пресс-конференции сроки были озвучены как «не ранее 21 июля». Но примерно тогда же запланирована миссия USSF-51 на такой же ракете Atlas V, то есть стартовый стол будет занят. Теперь Starliner конфликтует не только с расписанием стыковок на МКС, но и с пусковым графиком. Какой именно день в итоге выберут NASA и Boeing — пока не известно.
Справедливости ради стоит отметить, что отвечающее за полеты к МКС подразделение NASA объективно зашивается. И 2022 год, и 2023-й оказались невероятно интенсивными для орбитальной лаборатории. Поверх возросшей частоты миссий накладываются проблемы с российским «Союзом», требующие внимания всей международной кооперации. А испытательный полет Starliner становится вишенкой на торте, буквально перегружающей бюрократию. Которая неизбежна, поскольку безопасность полетов для NASA первостепенна, а значит, каждая мелочь должна быть задокументирована и сертифицирована. Во избежание.
Международная команда ученых оценила связь между длительностью физической активности, ее интенсивностью, риском смерти от всех причин и вероятностью развития сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
Кража лошадей была серьезной проблемой для крестьянских хозяйств в Российской империи. Особенности этого явления, включающие жестокие уголовные наказания, крестьянский самосуд и межэтнические конфликты, выявили в ходе исследования юридических источников историки из МФТИ и РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Исследователи разобрались с тем, что происходит в организме пластикоядных гусениц при поедании и переваривании самого распространенного пластика. Оказалось, что для их здоровья это не проходит бесследно, но, похоже, есть способ помочь и гусеницам, и осуществляемому ими процессу разрушения искусственных полимеров.
Принято считать, что люди с развитыми когнитивными способностями отличаются высокими моральными принципами. Ученые из Великобритании решили проверить этот тезис научными методами и пришли к противоположному выводу.
Подобрать тип физической активности, который лучше всего подходит человеку, можно исходя из особенностей его характера. Психологи из Великобритании определили, что люди с разными чертами личности получают больше удовольствия от разных видов спорта.
В июне 2025 года ВК покинули 1,2 миллиона авторов контента. Это резкое ускорение их бегства в сравнении с предшествующими месяцами. Одновременно число авторов на других платформах растет, в результате по этому показателю соцсеть обогнал не только Telegram, но и запрещенный Instagram*. Причиной происходящего многие наблюдатели посчитали совокупность решений менеджмента компании за последние годы.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии