26 февраля
10 701

«Роскосмос» приостановил сотрудничество с европейцами по запускам с космодрома Куру

3.4

Российское космическое ведомство приостановило сотрудничество с европейской стороной по запускам с Куру. Сотрудников «Роскосмоса» отзывают из Французской Гвианы.

«Союз-СТ» / ©ESA

О приостановке российско-европейского сотрудничества генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил на своей странице в твиттере.

Это сделали в ответ на санкции, введенные Евросоюзом и затронувшие предприятия госкорпорации. Сотрудников российская сторона решила отозвать, это касается в том числе сводного стартового расчета.

©twitter

Гвианский космический центр, известный также как космодром Куру, находится во французском департаменте Гвиана на северо-востоке Южной Америки. Его совместно эксплуатируют Европейское космическое агентство и французский Национальный центр космических исследований. Космодром предназначен для запусков аппаратов при помощи носителей Vega, Ariane-5 и «Союз».

Программу «Союз на Куру» между «Роскосмосом» и Европейским космическим агентством начали в 2007 году. Для этого на космодроме построили стартовые комплексы для ракет «Союз-СТ-А» и «Союз-СТ-Б». Носители стали дальнейшим развитием семейства «Союз». Их построили на основе «Союза-2.1а» и «Союза-2.1б» соответственно.

Ракеты в целом сохранили все конструктивные особенности, однако их доработали из-за других требований техники безопасности Гвианского космического центра и влияния тропических погодных условий.

Первые «Союзы-СТ-Б» доставили во Французскую Гвиану в 2009 году. Первый старт ракеты «Союз-СТ-Б» состоялся 21 октября 2011 года. Первый запуск «Союза-СТ-А» провели в том же году, 17 декабря. Последний на сегодня запуск по программе был 10 февраля. Тогда «Союз-СТ-Б» успешно стартовал со спутниками OneWeb.

Напомним, несколько дней назад Дмитрий Рогозин заявил, что дорожит профессиональными отношениями с NASA, однако выразил недовольство «враждебной политикой» США. По словам главы космического ведомства, он надеется на сотрудничество с американцами в будущем.

В целом, несмотря на оптимистические заявления, давно наметился тренд на сворачивание сотрудничества России и Запада в космической сфере: ситуация с Куру стала лишь одним из его проявлений.

Ранее Москву видели одним из ключевых участников проекта новой окололунной станции Lunar Gateway, однако в прошлом году стало известно, что россияне не будут участвовать в ее создании. Кроме того, Россия намерена выйти из программы МКС и приступить к созданию национальной орбитальной станции.