А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
01.07.2021
2 083

На пути к МКС «Прогресс МС-17» пройдет в настораживающей близости от двух фрагментов космического мусора, произведенных SpaceX

Через несколько часов произойдет событие, служащее очередным подтверждением тому, что в околоземном пространстве становится тесновато: грузовой корабль «Прогресс МС-17» пролетит в непосредственной близости от двух объектов, относящихся к категории так называемого космического мусора. По забавному стечению обстоятельств оба они своим происхождением обязаны компании SpaceX.

Фото грузового космического корабля «Прогресс» после отстыковки от МКС / ©«Роскосмос», ESA

Как сообщает официальная пресс-служба «Роскосмоса», сближение произойдет 2 июля, в 00:32 по московскому времени. Сначала «Прогресс МС-17» пролетит на расстоянии около полутора километров от выведенного из эксплуатации спутника Starlink 1691. А спустя всего три минуты — неподалеку (в 500 метрах) от фрагмента верхней ступени ракеты Falcon 9. Оба сближения произойдут всего за три с половиной часа до стыковки грузового корабля с Международной космической станцией (запланирована на 04:02 по московскому времени).

Ситуацию контролирует Главный информационно-аналитический центр Автоматизированной системы предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве ЦНИИмаш. Важно отметить, что сближение пока не подтверждено и все расстояния, равно как и время, рассчитаны примерно. Непосредственная опасность космического мусора для миссии «Прогресса МС-17» отсутствует. В плане полета «грузовика» намечена еще как минимум одна коррекция орбиты, так что обстановка может радикально измениться в лучшую сторону.

Кроме того, когда речь заходит о сближении объектов сравнимых друг с другом масс в космическом пространстве, имеется в виду сравнительно небольшое расстояние между ними. По астрономическим меркам и 100 километров — почти тесный контакт, но в околоземном пространстве потенциально опасными считают сближения на единицы километров. Это не означает, что риск столкновения становится высоким (он по-прежнему необыкновенно мал), просто в космонавтике принято несколько раз перестраховываться, тем более что в расчетах всегда возможна погрешность.

На МКС корабль «Прогресс МС-17» доставит более двух тонн полезных грузов. Среди них:

• 470 килограммов топлива для дозаправки орбитальной лаборатории;
  • 420 литров питьевой воды;
  • 40 килограммов воздуха и кислорода;
  • 1509 килограммов оборудования, расходных материалов, средств технического обслуживания, укладки для проведения экспериментов, одежды, пищи и средств гигиены, а также санитарного и медицинского контроля.

По информации портала Space.com, вероятнее всего, «фрагмент ракеты Falcon 9» — это пружинная тяга системы разведения спутников (диспенсера) Starlink. Четыре таких детали устанавливаются на второй ступени и удерживают стопки компактных космических аппаратов вместе, как резинка на багажной тележке. Особенность диспенсера Starlink в том, что он состоит из минимума деталей: четыре фиксирующих тяги и база для распределения массы полезной нагрузки. Спутники просто лежат друг на друге и при отстегивании тяги плавно рассыпаются в пространстве.

Поскольку вторая ступень в момент разведения медленно поворачивается, аппараты Starlink получают от нее небольшой импульс, направленный в разные стороны. Спутники могут сталкиваться с небольшой скоростью, это не влияет на их работоспособность. В обычных условиях пружинные тяги просто разлетаются от ступени и затем в считаные недели входят обратно в атмосферу, где сгорают без следа. Но в августе 2020 года один запуск (v1.0 L9) проходил с выводом аппаратов Starlink и попутной нагрузки на более высокую парковочную орбиту, чем ранее. Из-за этого детали диспенсера провели в космосе больше времени, чем всегда, и превратились в космический мусор.

После разделения с верхней ступенью Falcon 9 аппараты Starlink поднимаются на рабочую орбиту с помощью собственных ксеноновых электроракетных двигателей. Если спутник по какой-то причине вышел из строя, эти же агрегаты используют для схода с орбиты и возвращения в плотные слои атмосферы, где практически полностью сгорают. Именно этим сейчас занимается аппарат с номером 1691, так что мусором называть его пока можно только в переносном смысле.