01.07.2021
Мария Кривоченко

Ученые замедлили созревание винограда, чтобы улучшить качество вина

1.9

Команда американских исследователей смогла изменить условия выращивания винограда каберне-совиньон и замедлить его созревание. Это увеличило внутри ягод число соединений, связанных с характерными цветочными и фруктовыми нотами напитка.

Кадр из фильма «Возвращение в Бургундию»

Когда виноград созревает и становится темно-красным, в нем накапливаются сахара и ароматические соединения. Но если ягоды быстро созревают из-за жары или нехватки воды, получается некачественное вино. В нем больше спирта, а еще тусклый цвет и привкус вареных фруктов.

Чтобы справиться с негативными последствиями, ученые тестировали различные способы выращивания растений. Предыдущие работы показали, что падение урожая на лозах может ускорить созревание винограда, в то время как более интенсивное орошение в конце вегетационного периода задерживает процесс.

Теперь команда исследований из США проверила влияние этих методов на химические компоненты, от которых зависит качество вина. Подробности работы опубликованы в журнале ACS Journal of Agricultural and Food Chemistry.

Исследователи выращивали виноград сорта каберне-совиньон на коммерческом винограднике в долине Сан-Хоакин в Калифорнии. Затем они либо удаляли часть гроздей на лозах, либо активнее поливали растения в течение более позднего вегетационного периода. Порой они делали и то, и другое либо ничего вообще.

В течение всего периода созревания исследователи собирали ягоды для анализа. Результаты показали, что виноград на лозах с небольшим количеством гроздей созревает быстрее — и в нем больше сахара. При этом, если ученые поливали такие лозы реже остальных, скорость накопления сахара в ягодах резко сокращалась.

Кроме того, исследователи выяснили, что медленное созревание винограда снижает содержание шестиуглеродных альдегидов и спиртов и 2-изобутил-3-метоксипиразина, связанных с травяными нотами вина, а также повышает содержание норизопреноидов и терпенов, отвечающих за приятные цветочные и фруктовые ноты. То есть более долгое выращивание плодов улучшает качество сырья для виноделия.

Наконец авторы работы отметили, что адаптационные стратегии нужно исследовать в течение нескольких лет, прежде чем внедрять их в уже существующую практику.