Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Модуль «Наука» и его носитель «Протон-М» вывезли на стартовый стол. Фоторепортаж
В субботу, 17 июля, многофункциональный лабораторный модуль «Наука» прошел последний участок своего пути по земле. Его вывезли из монтажно-испытательного комплекса и доставили на стартовую площадку, где ракету «Протон-М» наконец привели в вертикальное положение. Начался заключительный этап предпусковой подготовки главной российской космической миссии если не последнего десятилетия, то уж 2021 года точно. Поскольку Naked Science удалось отправить на Байконур своего сотрудника, показываем вам этот увлекательный процесс буквально из первых рук.
До запланированного на 21 июля в 17:58 по московскому времени старта носителя тяжелого класса «Протон-М» с МЛМ-У «Наука» под обтекателем остаются считанные дни. Выявленные в начале месяца замечания устранены, модуль множество раз проверен, заправлен и теперь точно готов к запуску. Вывоз ракеты с интегрированной в нее полезной нагрузкой начался глубокой ночью — 17 июля около 4:00. К монтажно-испытательному корпусу (МИК) ГКНПЦ имени Хруничева на территории космодрома Байконур подъехал специальный железнодорожный состав и спустя несколько минут к нему подцепили размещенный на транспортно-установочном агрегате «Протон-М».
Как только персонал площадки убедился в надежности всех соединений и безопасности выполнения дальнейших операций, поезд тронулся. Такие многократные проверки будут происходить на каждом этапе — в подобных вопросах лучше «перебдеть, чем недобдеть». После вывоза ракеты из ворот, она остановилась, тепловоз с тремя платформами отцепился и уехал восвояси — задача транспортировки возложена на другой локомотив. Кстати говоря, узнать, почему процедура организована именно так и зачем на первом этапе нужен тепловоз с тремя платформами, а далее все делает обычный маневровый локомотив не удалось. Эта загадка пока что останется неразгаданной.
По прошествии еще нескольких минут, прибыл второй тепловоз и путешествие «Протона-М» с «Наукой» продолжилось. Транспортировка носителя по железной дороге осуществляется с чрезвычайно небольшой скоростью — состав можно обогнать не самым быстрым шагом. Это необходимо, чтобы не допустить перегрузок и вибраций в направлении поперек оси ракеты, конструкция которой рассчитана на полет вверх, а не езду на боку. Примерно за полчаса диковинный поезд перешел на другую ветку и поехал уже в обратном направлении — двигателями ракеты вперед, как она будет становится на стартовый стол. Подробный фотоотчет об этой части путешествия «Науки» можно увидеть в галерее ниже:
Состав частично скрывается за воротами на несколько минут… / ©Naked Science, Василий Парфенов …а потом очень медленно выезжает и из МИК показывается обтекатель, под которым спрятана «Наука» / ©Naked Science, Василий Парфенов Вот уже виден весь «Протон-М» целиком / ©Naked Science, Василий Парфенов ©Naked Science, Василий Парфенов На страже безопасности целой толпы журналистов, блогеров, сотрудников предприятий «Роскосмоса» и гораздо меньшей по размеру, но при этом отлично организованной группы специалистов, обеспечивающих транспортировку — спецслужбы в лице пожарной машины и двух неопознанных «буханок» / ©Naked Science, Василий Парфенов После разворота двигателями носителя вперед перед составом на некотором отдалении движется еще один локомотив… / ©Naked Science, Василий Парфенов …перед которым идут саперы с кинологами. Некоторые из присутствующих пошутили, что ракета едет так медленно, дабы не обгонять усердно работающую овчарку / ©Naked Science, Василий Парфенов Из-за строений показывается «Протон-М» в лучах восходящего солнца / ©Naked Science, Василий Парфенов ©Naked Science, Василий Парфенов Ракету неизменно сопровождают охрана и спецслужбы / ©Naked Science, Василий Парфенов
Несмотря на то, что между МИК и стартовым столом всего несколько километров, почти готовая к полету ракета ехала до него несколько часов. Под палящим солнцем казахстанской степи «Протон-М» и «Наука» прибыли на пусковую установку №39 площадки №200. После остановки носителя в паре метров от финальной точки своего маршрута, к нему устремились технические специалисты. Они должны отсоединить от обтекателя шланги системы кондиционирования полезной нагрузки, а также выполнить несколько критических проверок. Все эти процедуры занимают около часа.
Затем состав распадается — тепловоз и вагон с оборудованием для кондиционирования отъезжают, а в двух шагах от стартового стола остается только ракета на транспортно-установочном агрегате. Чтобы начать процесс приведения носителя в вертикальное положение (вертикализацию), осталось выполнить еще несколько важных действий. Сначала гигантский вагон-ферму, на котором расположился «Протон-М», подтягивают еще ближе к месту установки — это последние метры, которые ракета космического назначения проходит по земле. Когда это происходит, подъемный механизм стартового стола попадает в зацепление с фермой под ракетой.
На пусковой площадке «Протон-М» выглядит уже совсем как дома, идеально вписываясь в антураж / ©Naked Science, Василий Парфенов Исполинская передвижная башня обслуживания. Через несколько часов ей предстоит буквально обнять установленный на стартовом столе носитель, а пока она просто ждет поодаль / ©Naked Science, Василий Парфенов Последние метры. Хорошо виден выступающий из зеленой металлической пластины зацеп, на который и придется вся нагрузка от ракеты во время ее вертикализации / ©Naked Science, Василий Парфенов Последние метры. Хорошо виден выступающий из зеленой металлической пластины зацеп, на который и придется вся нагрузка от ракеты во время ее вертикализации / ©Naked Science, Василий Парфенов Как только специалисты убедились, что состав надежно стоит на месте, специальная команда отправилась отключать систему термостатирования… / ©Naked Science, Василий Парфенов …а также проверять проводку и устанавливать заглушку на лючок доступа к ней… / ©Naked Science, Василий Парфенов …и устранять косметический недочет. Курьезный момент — по-видимому, из-за перепада температур недавно наклеенная эмблема миссии начала отходить от внешней поверхности обтекателя, так что для надежности ее дополнительно закрепили старым добрым скотчем / ©Naked Science, Василий Парфенов Транспортно-пусковой агрегат соединен с подъемным устройством / ©Naked Science, Василий Парфенов Спецслужбы по-прежнему на страже безопасности. Только теперь у них еще и условия работы хуже всех — в тенек не отойти, форму не снять / ©Naked Science, Василий Парфенов Состав уезжает, ракета готова к подъему / ©Naked Science, Василий Парфенов Процесс пошел… / ©Naked Science, Василий Парфенов …и через пару десятков минут завершился. Уместить эту махину в кадр, при этом не выходя за разрешенную площадку — та еще задачка / ©Naked Science, Василий Парфенов
Наступает момент последней проверки: пальцы-захваты, удерживающие носитель сначала разжимают, а затем возвращают в исходное положение. После этого начинается подъем. Он длится довольно долго и также разделен на этапы. Поначалу ракета двигается вверх совсем медленно, если не присматриваться — кажется, будто она вовсе не поднимается. Но несколько позднее скорость заметно возрастает, пока «Протон-М» не становится почти вертикально. Тогда подъемный механизм снова замедляется на последние градусы поворота носителя в пусковое положение.
На этом зрелищный процесс завершается. Специалистам предстоит еще множество проверок, а когда они завершатся к «Протону-М» с «Наукой» устремится колоссальных размеров передвижная башня обслуживания. С ее помощью продолжится предпусковая подготовка: тесты и мероприятия, связанные с системами телеметрического контроля, управления ракетой-носителем, средствами наземных измерений, а также снятие защитно-предохранительных элементов. Если все пойдет по плану, последний крупный модуль российского сегмента Международной космической станции устремится ввысь через четыре дня.
Многие говорят, что занимаются спортом для поддержания здоровья. Однако ученые с помощью инструментов искусственного интеллекта и машинного обучения установили, что на самом деле большинство людей к тренировкам подталкивает несколько другая причина.
Лопасти вертолета при полете создают вибрацию и шум, что приводит к дискомфорту пассажиров, увеличению нагрузки пилота, снижению долговечности компонентов конструкции. Для уменьшения этих эффектов существуют пьезоактуаторы — устройства, которые регулируют форму и наклон лопастей во время полета, чтобы те меньше вибрировали и шумели. Хотя теоретические основы таких «умных конструкций» уже существуют, их практическое применение требует разработки надежных методик проектирования. Ученые Пермского Политеха рассчитали, какие параметры лопасти позволяют добиться максимального изменения формы, чтобы лучше гасить вибрацию и шум.
Качество сна напрямую влияет на наше самочувствие, работоспособность и даже настроение. В честь Всемирного дня сна, который отмечается 14 марта, эксперты Пермского Политеха рассказали о том, что такое сновидения и сонный паралич, какой тип людей чаще страдает от бессонницы, что категорически нельзя делать перед тем, как отправиться в царство Морфея, видят ли сны животные и какие из них способны одновременно спать и бодрствовать.
Многие говорят, что занимаются спортом для поддержания здоровья. Однако ученые с помощью инструментов искусственного интеллекта и машинного обучения установили, что на самом деле большинство людей к тренировкам подталкивает несколько другая причина.
В наши дни на кельтских языках говорят лишь в прибрежных областях северо-запада Европы. А две-три тысячи лет назад они охватывали большую часть европейского населения. Традиционно их связывали с археологической культурой колоколовидных кубков, есть работы об их появлении в Британии, на Иберийском полуострове, юго-западе Германии. А вот о прародине мнения разошлись. В новом исследовании ученые провели обширный генетический анализ древней ДНК и протестировали гипотезы происхождения этой группы индоевропейских языков.
Немецкие биологи купили кусочек янтаря, добытый из карьера в российском городе Янтарный, и обнаружили в нем застывшую бабочку. Вернее, яйцо, из которого больше 30 миллионов лет назад должна была появиться бабочка. Но зародыш завяз в древесной смоле и через несколько эпох попал в руки исследователей. По характерному строению яйца ученые отнесли находку к новому роду и виду.
В двойственных, или обратимых, изображениях зритель может увидеть разные объекты в зависимости от того, на каких деталях концентрируется его внимание. Среди известных примеров таких рисунков — иллюзия «кролик-утка», сочетающая двух животных, и обратимая ваза (или ваза Рубина), которая может казаться двумя силуэтами лиц, если сосредоточиться на фоне. В соцсетях и популярных СМИ часто публикуют подобные картинки, утверждая, что по тому, какое изображение человек видит в первую очередь, можно судить о его личностных чертах и особенностях мышления. Двое психологов из Великобритании недавно проверили, так ли это на самом деле.
Исследователи из Южной Кореи и Канады нашли новое объяснение «парадоксу счастья». Они обнаружили, что попытки стать счастливее приводят к противоположному результату, потому что истощают систему самоконтроля.
Ученые МФТИ представили теоретическую работу, посвященную введению дополнительных соотношений неопределенности Гейзенберга в (1+3)-мерном пространстве Минковского и в (1+4)-мерной расширенной модели пространства. Это исследование может изменить наши представления о времени, пространстве и материи.
Предлагаете готовый модуль распилить на металлолом?Возможно, с экономической, и м.б. даже с научной точки зрения, это было бы неплохим решением, хотя и неприемлимым для руководства космической отраслью.
Либо за то, чтобы она ничего не делала, либо за то, чтобы она делала хоть что-то. Лучше второй вариант, чем первый.Об этом речи нет. "Наука", если я правильно понял, была модернизирована в последние годы, т.е. потребовала капиталовложений. Не говоря уже о стоимости запуска и обслуживания. И я сильно сомневаюсь, что наша космическая отрасль не нашла бы новой перспективной программы, куда эти средства можно было бы вложить с неплохой отдачей.
Точнее, я, например, точно знаю, что международный сегмент МКС проводит постоянно просто астрономическое количество экспериментов и очередь из запросов на исследования на базе МКС в НАСА огромная, чуть ли не на пять лет вперёд. Так что запрос есть и колоссальный.Если этот запрос будет реализован на "Науке" и это позволит окупить затраченные на нее средства - я буду в восторге и публично признаю, что был не прав.
Плюс орбитальная лаборатория даёт незаменимый опыт в плане обучения астронавтовВряд ли именно и только "Наука". МКС пока функционирует, в дальнейшем планируется российская орбитальная станция, так что без опыта полетов наши космонавты явно не окажутся.
А то в Хруничева и не знают об этомГазет не читают?
перестыкуем к национальной станцииУ вас у всех космос -- это большой бассейн штоле? Никто ничего с МКС на РОСС перестыковывать не будет, это нецелесообразно и малореально технически
Предлагаете готовый модуль распилить на металлолом?Возможно, с экономической, и м.б. даже с научной точки зрения, это было бы неплохим решением, хотя и неприемлимым для руководства космической отраслью.
Либо за то, чтобы она ничего не делала, либо за то, чтобы она делала хоть что-то. Лучше второй вариант, чем первый.Об этом речи нет. "Наука", если я правильно понял, была модернизирована в последние годы, т.е. потребовала капиталовложений. Не говоря уже о стоимости запуска и обслуживания. И я сильно сомневаюсь, что наша космическая отрасль не нашла бы новой перспективной программы, куда эти средства можно было бы вложить с неплохой отдачей.
Точнее, я, например, точно знаю, что международный сегмент МКС проводит постоянно просто астрономическое количество экспериментов и очередь из запросов на исследования на базе МКС в НАСА огромная, чуть ли не на пять лет вперёд. Так что запрос есть и колоссальный.Если этот запрос будет реализован на "Науке" и это позволит окупить затраченные на нее средства - я буду в восторге и публично признаю, что был не прав.
Плюс орбитальная лаборатория даёт незаменимый опыт в плане обучения астронавтовВряд ли именно и только "Наука". МКС пока функционирует, в дальнейшем планируется российская орбитальная станция, так что без опыта полетов наши космонавты явно не окажутся.
А то в Хруничева и не знают об этомГазет не читают?
перестыкуем к национальной станцииУ вас у всех космос -- это большой бассейн штоле? Никто ничего с МКС на РОСС перестыковывать не будет, это нецелесообразно и малореально технически
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии