Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Модуль «Наука» и его носитель «Протон-М» вывезли на стартовый стол. Фоторепортаж
В субботу, 17 июля, многофункциональный лабораторный модуль «Наука» прошел последний участок своего пути по земле. Его вывезли из монтажно-испытательного комплекса и доставили на стартовую площадку, где ракету «Протон-М» наконец привели в вертикальное положение. Начался заключительный этап предпусковой подготовки главной российской космической миссии если не последнего десятилетия, то уж 2021 года точно. Поскольку Naked Science удалось отправить на Байконур своего сотрудника, показываем вам этот увлекательный процесс буквально из первых рук.
До запланированного на 21 июля в 17:58 по московскому времени старта носителя тяжелого класса «Протон-М» с МЛМ-У «Наука» под обтекателем остаются считанные дни. Выявленные в начале месяца замечания устранены, модуль множество раз проверен, заправлен и теперь точно готов к запуску. Вывоз ракеты с интегрированной в нее полезной нагрузкой начался глубокой ночью — 17 июля около 4:00. К монтажно-испытательному корпусу (МИК) ГКНПЦ имени Хруничева на территории космодрома Байконур подъехал специальный железнодорожный состав и спустя несколько минут к нему подцепили размещенный на транспортно-установочном агрегате «Протон-М».
Как только персонал площадки убедился в надежности всех соединений и безопасности выполнения дальнейших операций, поезд тронулся. Такие многократные проверки будут происходить на каждом этапе — в подобных вопросах лучше «перебдеть, чем недобдеть». После вывоза ракеты из ворот, она остановилась, тепловоз с тремя платформами отцепился и уехал восвояси — задача транспортировки возложена на другой локомотив. Кстати говоря, узнать, почему процедура организована именно так и зачем на первом этапе нужен тепловоз с тремя платформами, а далее все делает обычный маневровый локомотив не удалось. Эта загадка пока что останется неразгаданной.
По прошествии еще нескольких минут, прибыл второй тепловоз и путешествие «Протона-М» с «Наукой» продолжилось. Транспортировка носителя по железной дороге осуществляется с чрезвычайно небольшой скоростью — состав можно обогнать не самым быстрым шагом. Это необходимо, чтобы не допустить перегрузок и вибраций в направлении поперек оси ракеты, конструкция которой рассчитана на полет вверх, а не езду на боку. Примерно за полчаса диковинный поезд перешел на другую ветку и поехал уже в обратном направлении — двигателями ракеты вперед, как она будет становится на стартовый стол. Подробный фотоотчет об этой части путешествия «Науки» можно увидеть в галерее ниже:

Состав частично скрывается за воротами на несколько минут… / ©Naked Science, Василий Парфенов 
…а потом очень медленно выезжает и из МИК показывается обтекатель, под которым спрятана «Наука» / ©Naked Science, Василий Парфенов 
Вот уже виден весь «Протон-М» целиком / ©Naked Science, Василий Парфенов 
©Naked Science, Василий Парфенов 
На страже безопасности целой толпы журналистов, блогеров, сотрудников предприятий «Роскосмоса» и гораздо меньшей по размеру, но при этом отлично организованной группы специалистов, обеспечивающих транспортировку — спецслужбы в лице пожарной машины и двух неопознанных «буханок» / ©Naked Science, Василий Парфенов 
После разворота двигателями носителя вперед перед составом на некотором отдалении движется еще один локомотив… / ©Naked Science, Василий Парфенов 
…перед которым идут саперы с кинологами. Некоторые из присутствующих пошутили, что ракета едет так медленно, дабы не обгонять усердно работающую овчарку / ©Naked Science, Василий Парфенов 
Из-за строений показывается «Протон-М» в лучах восходящего солнца / ©Naked Science, Василий Парфенов 
©Naked Science, Василий Парфенов 
Ракету неизменно сопровождают охрана и спецслужбы / ©Naked Science, Василий Парфенов
Несмотря на то, что между МИК и стартовым столом всего несколько километров, почти готовая к полету ракета ехала до него несколько часов. Под палящим солнцем казахстанской степи «Протон-М» и «Наука» прибыли на пусковую установку №39 площадки №200. После остановки носителя в паре метров от финальной точки своего маршрута, к нему устремились технические специалисты. Они должны отсоединить от обтекателя шланги системы кондиционирования полезной нагрузки, а также выполнить несколько критических проверок. Все эти процедуры занимают около часа.
Затем состав распадается — тепловоз и вагон с оборудованием для кондиционирования отъезжают, а в двух шагах от стартового стола остается только ракета на транспортно-установочном агрегате. Чтобы начать процесс приведения носителя в вертикальное положение (вертикализацию), осталось выполнить еще несколько важных действий. Сначала гигантский вагон-ферму, на котором расположился «Протон-М», подтягивают еще ближе к месту установки — это последние метры, которые ракета космического назначения проходит по земле. Когда это происходит, подъемный механизм стартового стола попадает в зацепление с фермой под ракетой.

На пусковой площадке «Протон-М» выглядит уже совсем как дома, идеально вписываясь в антураж / ©Naked Science, Василий Парфенов 
Исполинская передвижная башня обслуживания. Через несколько часов ей предстоит буквально обнять установленный на стартовом столе носитель, а пока она просто ждет поодаль / ©Naked Science, Василий Парфенов 
Последние метры. Хорошо виден выступающий из зеленой металлической пластины зацеп, на который и придется вся нагрузка от ракеты во время ее вертикализации / ©Naked Science, Василий Парфенов 
Последние метры. Хорошо виден выступающий из зеленой металлической пластины зацеп, на который и придется вся нагрузка от ракеты во время ее вертикализации / ©Naked Science, Василий Парфенов 
Как только специалисты убедились, что состав надежно стоит на месте, специальная команда отправилась отключать систему термостатирования… / ©Naked Science, Василий Парфенов 
…а также проверять проводку и устанавливать заглушку на лючок доступа к ней… / ©Naked Science, Василий Парфенов 
…и устранять косметический недочет. Курьезный момент — по-видимому, из-за перепада температур недавно наклеенная эмблема миссии начала отходить от внешней поверхности обтекателя, так что для надежности ее дополнительно закрепили старым добрым скотчем / ©Naked Science, Василий Парфенов 
Транспортно-пусковой агрегат соединен с подъемным устройством / ©Naked Science, Василий Парфенов 
Спецслужбы по-прежнему на страже безопасности. Только теперь у них еще и условия работы хуже всех — в тенек не отойти, форму не снять / ©Naked Science, Василий Парфенов 
Состав уезжает, ракета готова к подъему / ©Naked Science, Василий Парфенов 
Процесс пошел… / ©Naked Science, Василий Парфенов 
…и через пару десятков минут завершился. Уместить эту махину в кадр, при этом не выходя за разрешенную площадку — та еще задачка / ©Naked Science, Василий Парфенов
Наступает момент последней проверки: пальцы-захваты, удерживающие носитель сначала разжимают, а затем возвращают в исходное положение. После этого начинается подъем. Он длится довольно долго и также разделен на этапы. Поначалу ракета двигается вверх совсем медленно, если не присматриваться — кажется, будто она вовсе не поднимается. Но несколько позднее скорость заметно возрастает, пока «Протон-М» не становится почти вертикально. Тогда подъемный механизм снова замедляется на последние градусы поворота носителя в пусковое положение.
На этом зрелищный процесс завершается. Специалистам предстоит еще множество проверок, а когда они завершатся к «Протону-М» с «Наукой» устремится колоссальных размеров передвижная башня обслуживания. С ее помощью продолжится предпусковая подготовка: тесты и мероприятия, связанные с системами телеметрического контроля, управления ракетой-носителем, средствами наземных измерений, а также снятие защитно-предохранительных элементов. Если все пойдет по плану, последний крупный модуль российского сегмента Международной космической станции устремится ввысь через четыре дня.
Во Франции достраивают международный термоядерный реактор ИТЭР, в проекте которого Россия выступила и инициатором, и поставщиком ключевых компонентов: например, таких, как сверхпроводники, позволяющие магнитам токамака удерживать плазму при температуре до полутора сотен миллионов градусов. Но одновременно с этим проектом в нашей стране работают над национальным проектом токамака с реакторными технологиями (ТРТ), строительство которого начинается во второй половине 2020-х годов. Что будет отличать его от ИТЭР и других реакторов-предшественников — в инфографике Naked Science.
Турецкие археологи обнаружили раннехристианскую фреску с изображением «Доброго Пастыря Иисуса». Этот мотив крайне редко встречается в Анатолии. Возможно, найденная фреска — единственная работа такого типа во всем регионе.
15 декабря ежегодно отмечается День чая. Ученые Пермского Политеха рассказали, как производят разные виды этого напитка, какие из них нельзя употреблять натощак, почему белый чай не бодрит, а расслабляет, как получают разные вариации улуна, можно ли добавлять молоко в черный чай, почему некоторые виды можно беременным, но нельзя детям, и какие еще есть противопоказания.
В некоторых звездных системах, близких к Солнцу, наблюдают массивные скопления небольших небесных тел наподобие нашего пояса Койпера. Недавние расчеты показали, что прямо сейчас два-три объекта оттуда могут пролетать по Солнечной системе. Впрочем, ни к одному из уже открытых межзвездных гостей это не относится.
Новые материалы позволяют построить атомные реакторы и для полетов в космос, и для получения зеленой и более дешевой электроэнергии на Земле. Технологии, лежащие в основе их создания, помогают даже выращивать биологические ткани для замены поврежденных. Мы поговорили обо всем этом с научным руководителем направления «Материалы и технологии» Госкорпорации «Росатом», первым заместителем директора частного учреждения «Наука и инновации» Алексеем Дубом.
Ученые впервые на практике реализовали знаменитый мысленный эксперимент с «подвижной щелью», который обсуждали Бор и Эйнштейн почти 100 лет назад. Опыт с отдельным атомом показал, что попытка отследить путь частицы неизбежно разрушает ее волновые свойства.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно

Последние комментарии