Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Модуль «Наука» и его носитель «Протон-М» вывезли на стартовый стол. Фоторепортаж
В субботу, 17 июля, многофункциональный лабораторный модуль «Наука» прошел последний участок своего пути по земле. Его вывезли из монтажно-испытательного комплекса и доставили на стартовую площадку, где ракету «Протон-М» наконец привели в вертикальное положение. Начался заключительный этап предпусковой подготовки главной российской космической миссии если не последнего десятилетия, то уж 2021 года точно. Поскольку Naked Science удалось отправить на Байконур своего сотрудника, показываем вам этот увлекательный процесс буквально из первых рук.
До запланированного на 21 июля в 17:58 по московскому времени старта носителя тяжелого класса «Протон-М» с МЛМ-У «Наука» под обтекателем остаются считанные дни. Выявленные в начале месяца замечания устранены, модуль множество раз проверен, заправлен и теперь точно готов к запуску. Вывоз ракеты с интегрированной в нее полезной нагрузкой начался глубокой ночью — 17 июля около 4:00. К монтажно-испытательному корпусу (МИК) ГКНПЦ имени Хруничева на территории космодрома Байконур подъехал специальный железнодорожный состав и спустя несколько минут к нему подцепили размещенный на транспортно-установочном агрегате «Протон-М».
Как только персонал площадки убедился в надежности всех соединений и безопасности выполнения дальнейших операций, поезд тронулся. Такие многократные проверки будут происходить на каждом этапе — в подобных вопросах лучше «перебдеть, чем недобдеть». После вывоза ракеты из ворот, она остановилась, тепловоз с тремя платформами отцепился и уехал восвояси — задача транспортировки возложена на другой локомотив. Кстати говоря, узнать, почему процедура организована именно так и зачем на первом этапе нужен тепловоз с тремя платформами, а далее все делает обычный маневровый локомотив не удалось. Эта загадка пока что останется неразгаданной.
По прошествии еще нескольких минут, прибыл второй тепловоз и путешествие «Протона-М» с «Наукой» продолжилось. Транспортировка носителя по железной дороге осуществляется с чрезвычайно небольшой скоростью — состав можно обогнать не самым быстрым шагом. Это необходимо, чтобы не допустить перегрузок и вибраций в направлении поперек оси ракеты, конструкция которой рассчитана на полет вверх, а не езду на боку. Примерно за полчаса диковинный поезд перешел на другую ветку и поехал уже в обратном направлении — двигателями ракеты вперед, как она будет становится на стартовый стол. Подробный фотоотчет об этой части путешествия «Науки» можно увидеть в галерее ниже:
Несмотря на то, что между МИК и стартовым столом всего несколько километров, почти готовая к полету ракета ехала до него несколько часов. Под палящим солнцем казахстанской степи «Протон-М» и «Наука» прибыли на пусковую установку №39 площадки №200. После остановки носителя в паре метров от финальной точки своего маршрута, к нему устремились технические специалисты. Они должны отсоединить от обтекателя шланги системы кондиционирования полезной нагрузки, а также выполнить несколько критических проверок. Все эти процедуры занимают около часа.
Затем состав распадается — тепловоз и вагон с оборудованием для кондиционирования отъезжают, а в двух шагах от стартового стола остается только ракета на транспортно-установочном агрегате. Чтобы начать процесс приведения носителя в вертикальное положение (вертикализацию), осталось выполнить еще несколько важных действий. Сначала гигантский вагон-ферму, на котором расположился «Протон-М», подтягивают еще ближе к месту установки — это последние метры, которые ракета космического назначения проходит по земле. Когда это происходит, подъемный механизм стартового стола попадает в зацепление с фермой под ракетой.
На пусковой площадке «Протон-М» выглядит уже совсем как дома, идеально вписываясь в антураж / ©Naked Science, Василий Парфенов Исполинская передвижная башня обслуживания. Через несколько часов ей предстоит буквально обнять установленный на стартовом столе носитель, а пока она просто ждет поодаль / ©Naked Science, Василий Парфенов Последние метры. Хорошо виден выступающий из зеленой металлической пластины зацеп, на который и придется вся нагрузка от ракеты во время ее вертикализации / ©Naked Science, Василий Парфенов Последние метры. Хорошо виден выступающий из зеленой металлической пластины зацеп, на который и придется вся нагрузка от ракеты во время ее вертикализации / ©Naked Science, Василий Парфенов Как только специалисты убедились, что состав надежно стоит на месте, специальная команда отправилась отключать систему термостатирования… / ©Naked Science, Василий Парфенов …а также проверять проводку и устанавливать заглушку на лючок доступа к ней… / ©Naked Science, Василий Парфенов …и устранять косметический недочет. Курьезный момент — по-видимому, из-за перепада температур недавно наклеенная эмблема миссии начала отходить от внешней поверхности обтекателя, так что для надежности ее дополнительно закрепили старым добрым скотчем / ©Naked Science, Василий Парфенов Транспортно-пусковой агрегат соединен с подъемным устройством / ©Naked Science, Василий Парфенов Спецслужбы по-прежнему на страже безопасности. Только теперь у них еще и условия работы хуже всех — в тенек не отойти, форму не снять / ©Naked Science, Василий Парфенов Состав уезжает, ракета готова к подъему / ©Naked Science, Василий Парфенов Процесс пошел… / ©Naked Science, Василий Парфенов …и через пару десятков минут завершился. Уместить эту махину в кадр, при этом не выходя за разрешенную площадку — та еще задачка / ©Naked Science, Василий Парфенов
Наступает момент последней проверки: пальцы-захваты, удерживающие носитель сначала разжимают, а затем возвращают в исходное положение. После этого начинается подъем. Он длится довольно долго и также разделен на этапы. Поначалу ракета двигается вверх совсем медленно, если не присматриваться — кажется, будто она вовсе не поднимается. Но несколько позднее скорость заметно возрастает, пока «Протон-М» не становится почти вертикально. Тогда подъемный механизм снова замедляется на последние градусы поворота носителя в пусковое положение.
На этом зрелищный процесс завершается. Специалистам предстоит еще множество проверок, а когда они завершатся к «Протону-М» с «Наукой» устремится колоссальных размеров передвижная башня обслуживания. С ее помощью продолжится предпусковая подготовка: тесты и мероприятия, связанные с системами телеметрического контроля, управления ракетой-носителем, средствами наземных измерений, а также снятие защитно-предохранительных элементов. Если все пойдет по плану, последний крупный модуль российского сегмента Международной космической станции устремится ввысь через четыре дня.
Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.
Микроскопические животные тихоходки, известные как водяные медведи, славятся своей стойкостью к самым экстремальным условиям окружающей среды: их не могут гарантированно убить даже 10 дней в открытом космосе. Американские ученые смогли успешно воспроизвести один из механизмов рекордной выживаемости тихоходок в культуре человеческих клеток.
На протяжении многих лет посадки деревьев позиционировали как средство борьбы с глобальным потеплением. Однако новое исследование показало существенно более сложную картину: похоже, лесопосадки в норме делают обратную работу, поднимая температуры. Причем в ближайшие десятки лет масштаб такого влияния будет довольно большим.
Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.
Исследователи из Южной Кореи на примере супружеских пар проверили, как длина и состояние волос женщин отражаются на влечении к ним мужчин и частоте половых контактов.
Международная команда исследователей проанализировала гены композитора Людвига ван Бетховена. Если оценивать по ним его способности к музыке, они окажутся невыдающимися.
Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.
Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.
Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.
Предлагаете готовый модуль распилить на металлолом?Возможно, с экономической, и м.б. даже с научной точки зрения, это было бы неплохим решением, хотя и неприемлимым для руководства космической отраслью.
Либо за то, чтобы она ничего не делала, либо за то, чтобы она делала хоть что-то. Лучше второй вариант, чем первый.Об этом речи нет. "Наука", если я правильно понял, была модернизирована в последние годы, т.е. потребовала капиталовложений. Не говоря уже о стоимости запуска и обслуживания. И я сильно сомневаюсь, что наша космическая отрасль не нашла бы новой перспективной программы, куда эти средства можно было бы вложить с неплохой отдачей.
Точнее, я, например, точно знаю, что международный сегмент МКС проводит постоянно просто астрономическое количество экспериментов и очередь из запросов на исследования на базе МКС в НАСА огромная, чуть ли не на пять лет вперёд. Так что запрос есть и колоссальный.Если этот запрос будет реализован на "Науке" и это позволит окупить затраченные на нее средства - я буду в восторге и публично признаю, что был не прав.
Плюс орбитальная лаборатория даёт незаменимый опыт в плане обучения астронавтовВряд ли именно и только "Наука". МКС пока функционирует, в дальнейшем планируется российская орбитальная станция, так что без опыта полетов наши космонавты явно не окажутся.
А то в Хруничева и не знают об этомГазет не читают?
перестыкуем к национальной станцииУ вас у всех космос -- это большой бассейн штоле? Никто ничего с МКС на РОСС перестыковывать не будет, это нецелесообразно и малореально технически
Предлагаете готовый модуль распилить на металлолом?Возможно, с экономической, и м.б. даже с научной точки зрения, это было бы неплохим решением, хотя и неприемлимым для руководства космической отраслью.
Либо за то, чтобы она ничего не делала, либо за то, чтобы она делала хоть что-то. Лучше второй вариант, чем первый.Об этом речи нет. "Наука", если я правильно понял, была модернизирована в последние годы, т.е. потребовала капиталовложений. Не говоря уже о стоимости запуска и обслуживания. И я сильно сомневаюсь, что наша космическая отрасль не нашла бы новой перспективной программы, куда эти средства можно было бы вложить с неплохой отдачей.
Точнее, я, например, точно знаю, что международный сегмент МКС проводит постоянно просто астрономическое количество экспериментов и очередь из запросов на исследования на базе МКС в НАСА огромная, чуть ли не на пять лет вперёд. Так что запрос есть и колоссальный.Если этот запрос будет реализован на "Науке" и это позволит окупить затраченные на нее средства - я буду в восторге и публично признаю, что был не прав.
Плюс орбитальная лаборатория даёт незаменимый опыт в плане обучения астронавтовВряд ли именно и только "Наука". МКС пока функционирует, в дальнейшем планируется российская орбитальная станция, так что без опыта полетов наши космонавты явно не окажутся.
А то в Хруничева и не знают об этомГазет не читают?
перестыкуем к национальной станцииУ вас у всех космос -- это большой бассейн штоле? Никто ничего с МКС на РОСС перестыковывать не будет, это нецелесообразно и малореально технически
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии