04.12.2022
7 468

Море метана, песчаные дюны и облака: «Джеймс Уэбб» смог «заглянуть» под дымку Титана

3.9

Задачи космического телескопа «Джеймса Уэбба» не ограничиваются изучением древнейших галактик и звезд — он регулярно обращает свой «взор» и на объекты в Солнечной системе. Очередным объектом исследований стал спутник Сатурна Титан. Его плотная атмосфера непроницаема для видимого света, но в инфракрасном диапазоне частично прозрачна. Приборы «Уэбба» запечатлели несколько деталей, которые ранее либо только предполагались, либо удавалось увидеть лишь зонду «Кассини», изучавшему систему Сатурна.

Джеймс Уэбб увидел облака Титана
Изображения, запечатленные прибором NIRCam космического телескопа «Джеймс Уэбб» 4 ноября. Слева — один канал через светофильтр F212N (длина волны 2,12 микрона), хорошо видна нижняя атмосфера Титана. Справа — многоканальное изображение (четыре светофильтра в диапазоне длин волн от 1,4 до 2,09 микрона), на котором различимо больше деталей. Подписаны облака (Cloud A и Cloud B), а также Kraken Mare (метановое море), регионы Belet (дюны темного песка) и Adiri (область с высоким альбедо и не до конца установленным составом) / ©NASA, ESA, CSA, Webb Titan GTO Team, Alyssa Pagan (STScI)

Среди всех известных тел Солнечной системы только Земля и Титан могут похвастаться полноценными проявлениями гидросферы на поверхности — морями, реками и озерами. Только наша планета богата водой, а вот на спутнике Сатурна ее роль выполняют сжиженные углеводороды: метан и этан. Более того, среди всех спутников планет, только Титан обладает плотной атмосферой. Ее исследование позволит ответить на множество фундаментальных вопросов, связанных с появлением газовых оболочек у каменистых небесных тел.

Начало работы космического телескопа «Джеймса Уэбба» (JWST) ученые со всего мира ждали с нетерпением. Он предоставляет возможность изучать не только экзопланеты, но и объекты Солнечной системы в инфракрасном диапазоне в беспрецедентном разрешении. Так, ранее детали поверхности и атмосферные явления на Титане удавалось запечатлеть только зонду, который находился в непосредственной близости от спутника Сатурна.

Джеймс Уэбб увидел облака Титана
Контрольные снимки Титана, сделанные через 30 часов после первых наблюдений облаков «Джеймсом Уэббом». Слева — картинка с прибора NIRCam на космическом телескопе, справа — с NIRC-2, расположенного в наземной обсерватории Кека. Предположительно, это не те же самые облака, а новые, которые сформировались позднее / ©NASA, ESA, CSA, Webb Titan GTO Team, Alyssa Pagan (STScI)

Первые снимки Титана в диапазоне ИК-излучения, позволяющем «заглянуть» сквозь дымку его атмосферы поступили пятого ноября. Их обработка и изучение еще далеки от завершения, но уже позволяют судить о наличии на этом небесном теле явлений, которые до этого наблюдались только на Земле. Для проверки гипотезы о том, что наблюдаемые области на диске Титана — это облака, ученые запросили внеочередное время на телескопе обсерватории Кека. Наземный инструмент провел наблюдения одновременно с повторными обзором спутника Сатурна оптикой JWST и подтвердил предположения.

В соответствующем пресс-релизе команда ученых, занимавшихся изучением полученных данных, отмечает, что их работа пока не оформлена в научную статью и не прошла рецензирование. Это пока лишь предварительный доклад. Но при этом — невероятно многообещающий. Дальнейший анализ снимков должен приоткрыть завесу тайны над историей атмосферы Титана. Например, важный вопрос — всегда ли у него она была? Возможно, плотная газовая оболочка появилась сравнительно недавно. А продолжительное время после своего формирования Титан был таким же каменистым телом с ледяным покровом, как и другие крупные спутники планет-гигантов.