03.12.2022
Анна Новиковская
1 541

Финансовый стресс матери ускоряет старение клеток у белых детей

4.5

Внутриутробный период крайне важен для ребенка, и стресс матери может негативно сказаться на его физическом и психическом здоровье. Теперь ученые обнаружили, что люди разных рас переносят финансовый стресс матери во время беременности по-разному, и белые дети страдают от него намного сильнее чернокожих.

Порой непросто сохранять спокойствие все девять месяцев развития ребенка / ©mambaby.com

Беременность — непростое время в жизни любой матери, особенно когда финансовая ситуация в семье далека от стабильной. Потеря работы и неспособность оплачивать счета приводят к постоянному стрессовому воздействию на женский организм, что неминуемо влияет и на развивающегося ребенка, у которого потом обнаруживаются проблемы со здоровьем.

До этого уже проводились исследования влияния стресса во время беременности на длину теломер — концевых участков хромосом, выполняющих функцию «защитных колпачков» и определяющих потенциальное число клеточных делений. Однако до сих пор в таких исследованиях принимали участие преимущественно белые женщины, и никаких межрасовых различий выявлено не было.

На этот раз в исследовании ученых из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (США) участвовали 110 женщин европеоидной и 112 женщин негроидной рас в возрасте около 40 лет, а также их первые дети. Оказалось, что сильнее всего на беременных матерей влиял финансовый, а не социальный стресс, связанный с потерей работы или материальным неблагополучием в семье. Дети у таких матерей рождались с укороченными, «постаревшими» теломерами, что могло привести к ранним болезням сердца, диабету и меньшей продолжительности жизни.

Что любопытно, укорочение теломер обнаружили только в хромосомах белых детей: у чернокожих материнский стресс не повлиял на скорость старения клеток. Ученые не могут пока объяснить причину таких различий, хотя выдвигают несколько гипотез, от особых культурно-этнических особенностей до постоянной стрессовой обстановки, в которой находятся чернокожие женщины — жертвы регулярной расовой дискриминации.

Результаты исследования будут полезны при разработке новых программ поддержки беременных, которые смогут обеспечить им большую финансовую стабильность и в перспективе повысят продолжительность и качество жизни рожденных детей.

Исследование опубликовано в журнале Psychological Medicine.