01.02.2019
Редакция Naked Science

Европейский спутник по удалению космического мусора получит множество новых возможностей

Европейское космическое агентство (EКA) объявило об изменении концепции своей миссии e.Deorbit по удалению космического мусора, переориентировавшись на создание многоцелевого орбитального аппарата, который будет использоваться для дозаправки, восстановления или модификации спутников.

e

По словам Луизы Инноченти (Luisa Innocenti), главы инициативы ЕКА Clean Space, для агентства оказалось слишком трудно собрать деньги для одной конкретной миссии. Первоначальная цель e.Deorbit состояла в том, чтобы убрать нефункционирующий спутник Envisat с низкой околоземной орбиты. Envisat — космический корабль для наблюдения за Землей размером с двухэтажный автобус и весом в восемь тонн — вышел из строя в апреле 2012 года после 10-летней миссии. Из-за своих размеров и положения на заполненной аппаратами низкой околоземной орбите он считается одним из самых опасных фрагментов космического мусора на орбите.

Сотрудники ЕКА изучали возможность применения разных технологий, которые могли бы удалить спутник, но в конце концов из-за отсутствия экономического интереса к технологиям, направленным исключительно на удаление мусора, чиновники решили, что агентство может использовать эту сложную миссию в качестве испытания гораздо более универсальной системы — многоцелевого спутника, который способен выполнять весь спектр задач на орбите.

Прежде чем принять окончательное решение, исследователи ЕКА провели несколько исследований с использованием подробных программных моделей спутника, чтобы понять, как наилучшим образом превратить миссию по удалению мусора на орбите в автономный космический аппарат, который мог бы перемещать спутники на другую орбиту или присоединять к ним новое оборудование. По словам представителей агентства, активное удаление космического мусора будет лишь одним из потенциальных применений космического корабля. Сейчас в ЕКА сосредоточились на разработке универсального инструмента будущего спутника.

Инноченти уже заявляла, что в ближайшие годы агентство потратит около 10 миллионов долларов на разработку многоцелевого роботизированного манипулятора, а вся миссия, по ее словам, может стоить около 300 миллионов евро и должна быть одобрена министерским советом ЕКА и собранием министров стран — членов ЕКА, которое состоится в конце 2019 года. Появление этого аппарата ожидается в 2025-м.

По оценкам мировых космических агентств, ежегодно с низкой околоземной орбиты необходимо удалять пять больших нефункционирующих спутников, чтобы помочь предотвратить синдром Кесслера — неостановимый каскад орбитальных столкновений между фрагментами космического мусора, предсказанный ученым NASA Дональдом Кесслером (Donald Kessler) в конце 1970-х годов.