19.09.2018
Редакция Naked Science

Спутник RemoveDebris впервые поймал в ловушку «космический мусор»

Запущенный в июне спутник с гарпуном и сетью, задача которого — очистка орбиты Земли от «мусора», принес первые результаты и завершил начальную стадию испытаний.

snimok_ekrana_2018-09-19_v_20

Экспериментальная фаза миссии стартовала 16 сентября. Для того чтобы проверить, как работают системы захвата спутника RemoveDebris, с борта Международной космической станции выпустили объект, имитирующий реальный космический мусор. Напомним, что спутник, который разработали британские инженеры из компании SSTL, весит 100 килограммов, оборудован специальными гарпуном и сетью, а также камерой и лидаром, которые отслеживают мусор. Гарпун способен ловить небольшие по размеру обломки, сеть же предназначена для крупных объектов. Согласно оценкам Сети станций космических наблюдений США, на околоземной орбите сейчас находится более 7600 тонн так называемого космического мусора, который состоит из старых недействующих аппаратов и их обломков. Скорость этих обломков достигает 48 280,32 км/ч.

Тестирование аппарата поделили на три стадии. На сегодня спутник завершил только первую часть испытаний, а именно — поймал сетью тот самый выпущенный ранее обломок «мусора». Происходил этот процесс следующим образом: сначала объект при движении навстречу спутнику запутался в сети, а затем она начала стягиваться и удерживать его, используя установленные электромоторы. Теперь RemoveDebris предстоит вторая стадия тестов, цель которой — проверить работу камер и лидара. На третьей стадии проверят функциональность гарпуна. Как только все испытания успешно завершатся, спутник уничтожат. Его скорость при помощи тормозящего «паруса» уменьшат настолько, чтобы аппарат вошел в атмосферу Земли, где он и должен сгореть.

Таким образом, задача RemoveDebris, запуск которого состоялся 20 июня, — проверить и отладить систему захвата космического мусора. Исследователи признали прошедшую стадию испытаний успешной. Директор космического центра Университета Суррея рассказал, что ученые в восторге от полученных результатов. И хоть простая идея оказалась не слишком легкой при реализации, первоначальные задачи исследовательская группа выполнила.

Захват «мусора» RemoveDebris / ©University of Surrey

Если RemoveDebris завершит полную миссию с успехом, аналогичные ему спутники станут хорошим способом очистки орбиты Земли от космического мусора, представляющего серьезную проблему для человеческой цивилизации.