Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Диск вместо кубика: разработан новый формат микроспутников для «мегасозвездий»
Одна из крупнейших в мире консультационных организаций в области космонавтики предложила новый форм-фактор сверхмалых спутников. В отличие от ставшего стандартным «формата» кубсатов, дисковый типоразмер предлагает более высокую энерговооруженность на единицу массы. При этом не требует сложных раскладных солнечных панелей, что важно для простых и дешевых аппаратов, производимых массово.
Американская некоммерческая организация The Aerospace Corporation более полувека оказывает услуги по профессиональной экспертизе космической техники. Среди прочего она одной из первых приняла и начала развивать революционный для своего времени форм-фактор нано- и микроспутников (1-10 и 10-100 килограммов, соответственно) CubeSat в начале 2000-х. Это аппараты, размеры и масса которых кратны кубу со стороной десять сантиметров массой 1,33 килограмма (принят за единицу 1U).
Фактически, разработка и совершенствование типоразмеров кубсатов сделали для аэрокосмической индустрии то же самое, что принятие интермодальных ISO-контейнеров за единый стандарт в транспортной сфере. В частности, создание и выведение спутников стало доступным для широчайшего спектра организаций, включая образовательные институты.
В свете появления все большего количества различных ракет-носителей на рынке Aerospace Corp. предлагает новый универсальный форм-фактор микроспутников. Это диск диаметром 100 или 120 сантиметров, в зависимости от назначения аппарата и доступного под обтекателем ракеты объема. Он ни в коем случае не исключает существование кубсатов — те занимают несколько иную нишу. Но зато делает создание малых спутников радикально проще и дешевле.
Подробная презентация концепции DiskSat опубликована на портале мероприятия Small Satellite Conference, которое прошло в Университете штата Юта этим летом. Первый технологический демонстратор нового типоразмера спутников Aerospace Corp. планирует запустить в начале 2023 года.
По сравнению с кубсатами у дисксатов есть несколько неоспоримых преимуществ. Во-первых, они не требуют средств выведения со специальными креплениями и механизмами выталкивания спутника. Во-вторых, их не нужно упаковывать в диспенсеры, а можно просто сложить буквально стопкой друг на друга благодаря «двумерной» геометрии аппаратов. В-третьих, толщина диска может варьироваться в довольно широких пределах, при этом пространства на размещение приборов, которого и так предостаточно, станет еще больше. Главное удобство тут в том, что увеличенным дисксатам не понадобится другой адаптер полезной нагрузки (если расчетная масса не превышена, конечно), а кубсаты формата больше 3U требуют нестандартных диспенсеров.
За «точку отсчета» Aerospace Corp. предлагает взять диск диаметром один метр и толщиной 2,5 сантиметра. На одной его плоскости размещаются солнечные батареи, а другая может быть вообще пустой. И благодаря своей большой площади относительно объема аппарата она будет эффективным пассивным холодильником-излучателем. Ниша для электроники, эквивалентная по объему кубсату 3U, размещается по центру такого колеса. В итоге получается минимальный набор оборудования суммарной массой около десяти килограммов, включающий в себя спутниковую платформу (шасси, энергоснабжение) и полезную нагрузку. Но главная «фишка» DiscSat — в гибкости формата.
Вся вышеописанная конфигурация не только проста в производстве и выведении на орбиту (то есть дешева), в ней еще и осталось куча места. Большая часть объема диска — легкая алюминиевая сотовая структура. Не снижая прочность конструкции она может уместить в себе дополнительно еще несколько ниш для оборудования, системы ориентации на двигателях-маховиках и, например, электрореактивной двигательной установки. Площади метрового диска достаточно для установки солнечных панелей суммарной установленной мощностью до 200 ватт (а на диске диаметром 1,2 метра — 290 ватт). Обратная сторона позволяет расположить на ней резервные панели на случай потери аппаратом ориентации в пространстве, а также фазированную антенную решетку (опционально отклоняемую).
Иными словами, назначение DiscSat — малые спутники, которым необходимо очень много энергии. Существующие платформы массой до 35 килограммов за один виток орбиты редко вырабатывают более 65 ватт электричества. Рекордными показателями могут похвастаться лишь сложные конструкции с двумя развертываемыми солнечными панелями из 17 складок каждая на базе кубсатов 12U — около 150 ватт за виток на орбите высотой до 600 километров. Дисковые спутники диаметром в метр при массе платформы менее десяти килограммов позволяют собрать 90 ватт за виток без маневрирования и дополнительной панели. А добавление всего одной дополнительной створки на единственном шарнире дисксату диаметром 1,2 метра (чуть более десяти килограммов) дает 160 ватт электричества за виток.
Такие характеристики могут здорово пригодиться телекоммуникационным аппаратам вроде Starlink. Главное, что DiscSat обеспечивает много энергии «прожорливому» оборудованию связи и электрическим ракетным двигателям, необходимым для довыведения и поддержания высоты на низкой околоземной орбите. Фактически многие полезные особенности «двумерной» конструкции SpaceX уже воплотила в своих массово выпускаемых спутниках. Они плоские, легкие и под обтекателем собираются стопкой. Разве что солнечная батарея у них раскладная из множества листов, а не одной пластиной. Возможно, при создании следующего поколения аппаратов компания Илона Маска воспользуется уже новым форм-фактором.
С возрастом здоровье человека, как известно, ухудшается, что в конце концов может привести к смерти. Международная команда ученых пришла к выводу, что нечто похожее может происходить с обществом, даже с целыми обществами. Исследователи определили наиболее «опасный» возраст государства, когда оно рискует исчезнуть с карты мира.
Согласно расчетам по новым данным наблюдений, несостыковку в оценках постоянной Хаббла можно объяснить влиянием войда КВС — огромной пустоты, в которой находится Млечный Путь.
Попытки объединения квантовой теории и гравитации на протяжении многих десятилетий не удавались. Новый вариант такого объединения выглядит несколько лучше предшествующих, но делает предсказания, с которым не так-то просто смириться: он лишает определенности массу любого объекта во Вселенной.
Судно Yara Eyde станет первым, плавающим только на этом виде топлива, что потребует существенных модификаций судового двигателя. Его токсичность настолько высока, что предельно допустимая концентрация подобного горючего в 15 раз ниже, чем у солярки, применяемой в контейнеровозах сегодня. Производитель решился на столь непростой шаг ради экологии.
Марс — точка притяжения ученых умов, объект мечтаний писателей, кинематографистов и обычных людей. Математик первой категории кафедры математического моделирования систем и процессов, преподаватель Политехнической школы ПНИПУ Евгений Бурмистров рассказал, чем опасны межпланетные путешествия, какую выгоду человечество извлечет из колонизации Красной планеты, возможно ли воссоздать атмосферу на Марсе и как вернуться обратно на Землю.
С возрастом здоровье человека, как известно, ухудшается, что в конце концов может привести к смерти. Международная команда ученых пришла к выводу, что нечто похожее может происходить с обществом, даже с целыми обществами. Исследователи определили наиболее «опасный» возраст государства, когда оно рискует исчезнуть с карты мира.
Парниковый эффект от американского природного газа, поставляемого в Старый Свет, неожиданно оказался выше, чем от сжигания местного угля. И намного выше, чем от российского газа.
Известно всего несколько примеров злокачественных опухолей, которые ведут себя подобно инфекции — передаются другим организмам. Среди них — трансмиссивный рак двустворчатых моллюсков BTN. Авторы новой статьи описали географические и экологические аспекты распространения BTN среди мидий в Баренцевом море, оценили число больных моллюсков и узнали, как расселение «заразного рака» связано с Северным морским путем.
Судно Yara Eyde станет первым, плавающим только на этом виде топлива, что потребует существенных модификаций судового двигателя. Его токсичность настолько высока, что предельно допустимая концентрация подобного горючего в 15 раз ниже, чем у солярки, применяемой в контейнеровозах сегодня. Производитель решился на столь непростой шаг ради экологии.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии