• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
03.08.2021
Василий Парфенов
2
3 384

Китайский стартап успешно испытал возвращаемую ракету и готовится повторить достижение Blue Origin и SpaceX

3.4

По всему миру активно идет разработка многоразовых ракет, и Китай — не исключение. Очередной аэрокосмический стартап из Поднебесной недавно провел прыжковые испытания прототипа носителя легкого класса. Они прошли успешно, и теперь компания собирается в течение года-двух повторить то, что до сих пор сделали только американские SpaceX и Blue Origin: запустить ракету в космос, а затем вертикально посадить ее на Землю при помощи тяги собственных двигателей.

Китайский стартап успешно испытал возвращаемую ракету и готовится повторить достижение Blue Origin и SpaceX
©Deep Blue Aerospace

По информации портала SpaceNews, тестовый «подскок» ракета Nebula-M выполнила в самом конце июля. Перед этим весь месяц продолжались испытания: десятисекундный прожиг двигателя 13 июля и позднее два полноценных огневых теста длительностью в минуту каждый. Ступень-прототип поднялась почти на десять метров вверх, затем зависла на одном месте и плавно опустилась обратно. О проведении успешных испытаний своего детища компания Deep Blue Aerospace сообщила на социальной платформе WeChat 2 августа.

Небольшая ракета Nebula-M — прототип и тестовый стенд высотой всего 730 сантиметров. С ее помощью Deep Blue Aerospace отрабатывает необходимые для создания орбитальных носителей технологии. В планах компании — скорое (через год-полтора, максимум — два) начало регулярных запусков ракеты Nebula-1 с многоразовой первой ступенью. Ее диаметр составит 2,25 метра, а выводить в космос она сможет 500 килограммов на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 километров.

Китайский стартап успешно испытал возвращаемую ракету и готовится повторить достижение Blue Origin и SpaceX
©Deep Blue Aerospace

Создание работающей ракетной системы вертикального взлета и посадки (VTVL, не стоит путать с аббревиатурой VTOL, которая применяется в авиации) — задача сложная, но выполнимая. Уже не один десяток стартапов, аэрокосмических компаний с богатой историей и государственных учреждений смогли это сделать. Гораздо сложнее сделать ракетный ускоритель (первую ступень), который отправит полезную нагрузку в космос, а затем успешно приземлится на тяге своих двигателей.

Пока подобное смогли воплотить в жизнь только две американские компании — Blue Origin и SpaceX. Первая — в своей суборбитальной системе New Shepard (успешная посадка в ноябре 2015-го), а вторая — в первой ступени ракеты-носителя тяжелого класса Falcon 9 Full Thrust (декабрь 2015 года). Именно на достижения последней ориентируются большинство разработчиков аналогичных технологий.

Например, недавние испытания представители Deep Blue Aerospace называют «прыжками кузнечика», таким образом безо всякого стеснения отсылая к названию тестовой ракеты SpaceXGrasshopper. Именно при помощью этого прототипа инженеры компании Илона Маска отрабатывали вертикальную посадку с 2012 года. Но если китайские частные ракетчики ищут вдохновение в успехах эксцентричного миллиардера, помешанного на освоении Марса, то технические решения «подглядывают» совсем не у него.

Так, «пламенным сердцем» Nebula-M служит двигатель Leiting-5 с широкими возможностями дросселирования благодаря электрическим насосам топлива и окислителя. Эту идею до сих пор применить на летающей ракете смогли инженеры только одной компании — Rocket Lab. Кстати говоря, характеристики Nebula-1, которую Deep Blue Aerospace обещают запустить в скором будущем, подозрительно напоминают параметры ракеты легкого класса Electron от все той же Rocket Lab (только диаметр существенно больше).

Но не надо думать, будто разработки Deep Blue Aerospace вторичны, совсем нет. Создать VTVL — уже достижение, а если у стартапа получится еще ракету-носитель на основе этой технологии сделать, то тут и говорить нечего: успех будет колоссальный. Причем компания прикладывает все усилия, чтобы сделать планы реальностью. Второй прототип, Nebula-M2, уже в разработке, он получит двигатель Leiting-20 максимальной тягой в 20 тонн-силы. Испытания намечены на конец года.

Сейчас в Поднебесной, помимо Deep Blue Aerospace, над коммерциализацией космонавтики работает столько частных компаний, что и просто подсчитать их трудно. Даже если не затрагивать спутники и прочие сопутствующие технологии, одни многоразовые ракеты создают: Space Pioneer (прототип Tansuo-1), iSpace (Hyperbola-2), Landspace (Zhuque-2 с метаново-кислородными двигателями) и Galactic Energy (Pallas-1). Несколько стартапов провели испытания и затем пропали с радаров, но всегда есть шанс, что они просто секретничают.

Такой расцвет частной космонавтики в Китае случился после того, как на фоне достижений американских стартапов (тогда еще их так можно было называть) вроде Blue Origin и SpaceX. Компартия в 2014 году упростила доступ в аэрокосмическую отрасль для коммерческих фирм. Существует мнение, что большая часть этих новых ракетостроительных компаний из Поднебесной — просто государственные инженерные группы и конструкторские бюро под новыми вывесками.

Однако ни подтвердить, ни опровергнуть это нельзя в силу невероятной закрытости информационного поля в этой стране. Тем не менее некоторые ракеты, которые стартапы использовали на первых этапах развития, представляют собой отдельные ступени или баллистические ракеты целиком.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

Вчера, 13:05
Ольга Иванова

Новые автомобили известных брендов, купленные за последние несколько лет, оказались в два раза менее качественными, чем те, что были приобретены в 2010 году. И в будущем ситуация будет только хуже. К такому выводу пришли исследователи из США, которые также оценили марки машин по их надежности, составив рейтинг — от более к менее качественным автомобилям.

Вчера, 19:23
Полина

Распространено мнение, что, чтобы справиться с гневом, необходимо дать волю негативным эмоциям. Исследователи из США доказали, что такой метод не позволяет снизить уровень агрессии.

Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

Позавчера, 08:39
Михаил Орлов

Глобальные изменения климата сказываются как на природе, так и на населении Земли. Среди последствий потепления — волны жары и увеличение числа жарких дней, которые напрямую влияют на здоровье людей и повседневную жизнь. Российские ученые из Высшей школы экономики и Института географии РАН спрогнозировали, как летний зной будет влиять на жителей России в ближайшие десятилетия. Они назвали регионы РФ, которые могут пострадать от жары сильнее всего, и выявили ведущие факторы таких изменений.

15 марта
Юлия Трепалина

Рассмотрев опыт ферм по выращиванию крупных питонов в Азии, ученые пришли к выводу, что это один из эффективных, но в то же время наименее вредных для экологии видов животноводства. По мнению исследователей, людям стоит всерьез задуматься о его внедрении в массовых масштабах.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

Вчера, 11:02
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

[miniorange_social_login]

Комментарии

2 Комментария

-
0
+
Года за годами… Бароны воюют, [Стартапы рискуют,] Бароны пируют…[Стартапы ликуют...] Барон фон Гринвальдус, [А Дмитрий Рогозин,] Сей доблестный рыцарь, Всё в той же позицьи На камне сидит.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: