Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Китайский стартап успешно испытал возвращаемую ракету и готовится повторить достижение Blue Origin и SpaceX
По всему миру активно идет разработка многоразовых ракет, и Китай — не исключение. Очередной аэрокосмический стартап из Поднебесной недавно провел прыжковые испытания прототипа носителя легкого класса. Они прошли успешно, и теперь компания собирается в течение года-двух повторить то, что до сих пор сделали только американские SpaceX и Blue Origin: запустить ракету в космос, а затем вертикально посадить ее на Землю при помощи тяги собственных двигателей.
По информации портала SpaceNews, тестовый «подскок» ракета Nebula-M выполнила в самом конце июля. Перед этим весь месяц продолжались испытания: десятисекундный прожиг двигателя 13 июля и позднее два полноценных огневых теста длительностью в минуту каждый. Ступень-прототип поднялась почти на десять метров вверх, затем зависла на одном месте и плавно опустилась обратно. О проведении успешных испытаний своего детища компания Deep Blue Aerospace сообщила на социальной платформе WeChat 2 августа.
Небольшая ракета Nebula-M — прототип и тестовый стенд высотой всего 730 сантиметров. С ее помощью Deep Blue Aerospace отрабатывает необходимые для создания орбитальных носителей технологии. В планах компании — скорое (через год-полтора, максимум — два) начало регулярных запусков ракеты Nebula-1 с многоразовой первой ступенью. Ее диаметр составит 2,25 метра, а выводить в космос она сможет 500 килограммов на солнечно-синхронную орбиту высотой 500 километров.

Создание работающей ракетной системы вертикального взлета и посадки (VTVL, не стоит путать с аббревиатурой VTOL, которая применяется в авиации) — задача сложная, но выполнимая. Уже не один десяток стартапов, аэрокосмических компаний с богатой историей и государственных учреждений смогли это сделать. Гораздо сложнее сделать ракетный ускоритель (первую ступень), который отправит полезную нагрузку в космос, а затем успешно приземлится на тяге своих двигателей.
Пока подобное смогли воплотить в жизнь только две американские компании — Blue Origin и SpaceX. Первая — в своей суборбитальной системе New Shepard (успешная посадка в ноябре 2015-го), а вторая — в первой ступени ракеты-носителя тяжелого класса Falcon 9 Full Thrust (декабрь 2015 года). Именно на достижения последней ориентируются большинство разработчиков аналогичных технологий.
Например, недавние испытания представители Deep Blue Aerospace называют «прыжками кузнечика», таким образом безо всякого стеснения отсылая к названию тестовой ракеты SpaceX — Grasshopper. Именно при помощью этого прототипа инженеры компании Илона Маска отрабатывали вертикальную посадку с 2012 года. Но если китайские частные ракетчики ищут вдохновение в успехах эксцентричного миллиардера, помешанного на освоении Марса, то технические решения «подглядывают» совсем не у него.
Так, «пламенным сердцем» Nebula-M служит двигатель Leiting-5 с широкими возможностями дросселирования благодаря электрическим насосам топлива и окислителя. Эту идею до сих пор применить на летающей ракете смогли инженеры только одной компании — Rocket Lab. Кстати говоря, характеристики Nebula-1, которую Deep Blue Aerospace обещают запустить в скором будущем, подозрительно напоминают параметры ракеты легкого класса Electron от все той же Rocket Lab (только диаметр существенно больше).

©Deep Blue Aerospace 
©Deep Blue Aerospace 
©Deep Blue Aerospace 
©Deep Blue Aerospace 
Двигатель Leiting-5 на испытаниях / ©Deep Blue Aerospace 
Nebula-M2 в ходе сборки и испытаний / ©Deep Blue Aerospace
Но не надо думать, будто разработки Deep Blue Aerospace вторичны, совсем нет. Создать VTVL — уже достижение, а если у стартапа получится еще ракету-носитель на основе этой технологии сделать, то тут и говорить нечего: успех будет колоссальный. Причем компания прикладывает все усилия, чтобы сделать планы реальностью. Второй прототип, Nebula-M2, уже в разработке, он получит двигатель Leiting-20 максимальной тягой в 20 тонн-силы. Испытания намечены на конец года.
Сейчас в Поднебесной, помимо Deep Blue Aerospace, над коммерциализацией космонавтики работает столько частных компаний, что и просто подсчитать их трудно. Даже если не затрагивать спутники и прочие сопутствующие технологии, одни многоразовые ракеты создают: Space Pioneer (прототип Tansuo-1), iSpace (Hyperbola-2), Landspace (Zhuque-2 с метаново-кислородными двигателями) и Galactic Energy (Pallas-1). Несколько стартапов провели испытания и затем пропали с радаров, но всегда есть шанс, что они просто секретничают.
Такой расцвет частной космонавтики в Китае случился после того, как на фоне достижений американских стартапов (тогда еще их так можно было называть) вроде Blue Origin и SpaceX. Компартия в 2014 году упростила доступ в аэрокосмическую отрасль для коммерческих фирм. Существует мнение, что большая часть этих новых ракетостроительных компаний из Поднебесной — просто государственные инженерные группы и конструкторские бюро под новыми вывесками.
Однако ни подтвердить, ни опровергнуть это нельзя в силу невероятной закрытости информационного поля в этой стране. Тем не менее некоторые ракеты, которые стартапы использовали на первых этапах развития, представляют собой отдельные ступени или баллистические ракеты целиком.
Среди самых интригующих открытий космического телескопа «Джеймс Уэбб» — компактные объекты, получившие название «маленькие красные точки». Их видели только в самых дальних уголках Вселенной. Большинство возникло в первый миллиард лет после Большого взрыва, и ученые предполагали, что такие источники представляют собой небольшие компактные галактики. Однако международная команда астрономов пришла к иному выводу. Они предположили, что на самом деле «маленькие красные точки» — черные дыры, окруженные массивной газовой оболочкой.
Объединить конфликтующие свойства помогли квазичастицы со специфическим зарядом. Если удастся подтвердить предложенную теорию экспериментом, то перед нами — новый тип квантовых материалов.
Группа исследователей опровергла классическую теорию о случайности вымирания видов на примере морских хищников. Анализ эволюции акул и скатов за последние 145 миллионов лет показал, что риск исчезновения вида напрямую зависит от времени его существования: «новички» погибают гораздо чаще, чем эволюционные долгожители. Кроме того, ученые установили, что знаменитый астероид, погубивший динозавров, нанес океану не такой сильный удар, как последующее изменение климата.
Среди самых интригующих открытий космического телескопа «Джеймс Уэбб» — компактные объекты, получившие название «маленькие красные точки». Их видели только в самых дальних уголках Вселенной. Большинство возникло в первый миллиард лет после Большого взрыва, и ученые предполагали, что такие источники представляют собой небольшие компактные галактики. Однако международная команда астрономов пришла к иному выводу. Они предположили, что на самом деле «маленькие красные точки» — черные дыры, окруженные массивной газовой оболочкой.
Экологическое состояние морей, омывающих развитые и развивающиеся страны, — давняя проблема, о которой говорят ученые. Авторы нового исследования выявили в Средиземном море пещеры с рекордным количеством мусора.
Исследователи доказали, что влияние больших сделок на рынок описывается квадратичной зависимостью. Основой для анализа стали данные Токийской биржи.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
На скалистых берегах аргентинской Патагонии разворачивается настоящая драма. Магеллановы пингвины, долгое время чувствовавшие себя в безопасности на суше в своих многотысячных колониях, столкнулись с новым и беспощадным врагом. Их извечные морские страхи — касатки и морские леопарды — теперь блекнут перед угрозой, пришедшей из глубины материка. Виновник переполоха — грациозный и мощный хищник, недавно вернувшийся на эти земли после долгого изгнания.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно

Последние комментарии