Какие профессии востребованы сегодня?
24 мая
НИУ ВШЭ

4.8

Ученые Научно-учебной лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития НИУ ВШЭ экспериментально доказали, что категориальные названия, в том числе выдуманные медицинские термины, значительно влияют на суждения людей, активизируя семантические знания в памяти.

Несуществующий медицинский термин значительно повлиял на оценку поведения человека / ©Getty images

Исследование опубликовано в Frontiers in Psychology. Ученые изучили эффект влияния категориального названия на суждения. Категориальное название (или вербальный ярлык) — слово, относящееся к группе предметов или ситуаций, имеющих общее содержание.

В ходе онлайн-эксперимента 314 участникам случайным образом досталась одна из четырех историй, где выдуманные персонажи совершали странные поступки из-за психических расстройств. В некоторых случаях для описания использовалось специальное название расстройства — «депатафия», несуществующее слово, придуманное для эксперимента. Затем участники оценивали 13 утверждений по семибалльной шкале: например, насколько виновен персонаж в происходящем, устойчиво ли его поведение, можно ли его вылечить с помощью медикаментов и так далее.

Выяснилось, что люди, которые сталкивались с «научным термином», были менее склонны обвинять персонажей, считали их поведение более стабильным во времени и имеющим биологическую природу. Как предположили ученые, такое влияния категориальных названий на суждения связано с тем, что они активируют семантические знания в памяти. То есть обращается к сетям знаний — хранилищу информации об общих вещах, которые для человека не связаны с конкретными событиями в жизни.

В исследовании 2017 года американские психологи (Карли Гиффин и коллеги) выдвинули гипотезу, что категориальное название указывает на существование причины нестандартного поведения, поэтому участники оправдывают персонажей.

Однако ученые НИУ ВШЭ дают другое объяснение: вспоминая странное поведение, участники эксперимента склонны называть его болезнью или используют названия других известных им болезней вместо придуманного термина. Это говорит о том, что они берут информацию из семантической памяти — большого блока знаний о медицине, а не просто видят какую-то причину происходящего.

В эксперименте ученые разделили во времени чтение историй и ответы на вопросы. Оказалось, что даже через неделю после чтения эффект влияния названия на суждения сохранился, хотя участники уже не помнили этого придуманного термина.

«Мы обнаружили еще один важный результат: участники, читавшие историю, в которой упоминалось специальное название, запоминали в ней гораздо больше информации. Это подтверждает, что язык может активировать в памяти большие объемы семантических знаний, используемых для понимания», — подчеркнул Алексей Котов.

Сотрудники Научно-учебной лаборатории нейробиологических основ когнитивного развития НИУ ВШЭ планируют изучить, с какого возраста язык начинает влиять на суждения, память, научение. Ученые выдвигают гипотезу о том, что это влияние будет ощущаться только после 8–9 лет, поскольку именно в этом возрасте дети начинают активно использовать вербальные средства для осознания и управления своими когнитивными функциями. Исследователей также интересует то, как вербальные формы (метафоры и аналогии) связаны с тем, как дети и взрослые понимают объяснения во время обучения.